К 85-летию образования Краснодарского края. Гордится, что всю жизнь был верен родному селу
Владимир Никонович Тыщенко – ровесник края. Жизненный путь унароковца прост и лишён каких-либо невероятных кульбитов судьбы, но именно с таких людей труда, с их деяний на благо общества и начинается Родина
Тяжёлыми и очень непростыми были для страны тридцатые годы прошлого века. Это и окончание коллективизации, и голод, и репрессии сталинского времени. 1937-й был как раз годом, когда репрессии развернулись по максимуму. В то время и появился на свет маленький Володя Тыщенко.
Случилось это сразу после новогодних праздников – не совсем ещё привычных для тех, кто многие годы отмечал в основном рождественские праздники, да ещё по старому стилю. Судьбе было угодно, чтобы увидел свет он в простой крестьянской семье. Родители его были обычными колхозниками, пережившими трудные голодные времена. Поэтому их не коснулись ни раскулачивание, ни другие перегибы, допущенные по социальной незрелости молодой советской властью – даже подозревать в чём-то их было не за что. Отец, когда началась война, ушёл на фронт и погиб под Сталинградом, поэтому матери одной пришлось поднимать детей всю войну и послевоенные годы. А у Владимира было ещё два брата.
Саму войну он тоже не очень хорошо помнит. Было голодно, и есть приходилось порой то, что удавалось собрать на природе. В остальном в памяти остались лишь какие-то не связанные между собой фрагменты – мал был Володя ещё. Вот бомбёжка и мать их прячет в окопе, вырытом в своём огороде – всё же больше шансов уцелеть, если только не случится прямое попадание. В окопах и жили в летний период, так как бомбёжки бывали часто. Вот жарким августовским днём едут цепочкой по ухабистой дороге, поднимая серые кучи пыли, вражеские машины с солдатами в покрытом брезентом кузове. Или загорелые пацаны, для которых автомобили, а тем более немецкие, были в ту пору диковинкой, с любопытством поглядывают в сторону техники. Улучив момент, когда солдаты отошли, они пытаются подойти и потрогать, приоткрыть пахнущий машинным маслом и гарью горячий пыльный капот. Как только кто-то из солдат двинется к машине или неожиданно сбоку раздастся окрик, стайка малышни бросается врассыпную. Вот чужие солдаты ходят по хатам, и кто просит, а кто требует «курка, млеко, яйки». А вот фашисты спешно собираются отступать. Вечером были, а утром – уже никого. Ретировался враг!
В то время Унароково входило в Ярославский район. Чуть повзрослев, Владимир Тыщенко устроился работать в местный колхоз. Сначала работал за трудодни, потом, уже когда отслужил и вернулся на прежнее место, за работу стали выдавать деньги. В колхозе Владимир был ездовым, подвозил на бричке корма для телят на молочно-товарную ферму №1. Работать приходилось с раннего утра до заката солнца, никто на селе тогда, по большому счёту, на такую мелочь, как продолжительность трудового дня, не обращал внимания. Надо – значит, надо.
В колхозе ещё до армии познакомился с односельчанкой Любой. Не стал откладывать на то время, когда отслужит, а прямо перед призывом расписался в сельсовете. Ждала она его демобилизации долгих три года. А служил Владимир очень далеко — в Забайкалье, в авиационных войсках. Служба была нелёгкой – самолёты должны быть исправными и летать, небо Родины защищать. Недопустимы были никакие расслабления. Упадёт самолёт, разобьётся пилот по вине технического персонала – кара будет страшной.
Годы после армии пробежали быстро. Решил Владимир, что хватит уже корм животным развозить, пора заняться чем-то серьёзным. По направлению колхоза отучился в Лабинском СПТУ на механизатора. 15 лет Тыщенко работал трактористом – до тех пор, пока не стало серьёзно сдавать здоровье. Тогда предложил ему председатель колхоза так называемый лёгкий труд – на пасеку следить за пчёлами. На ней было около 150 пчелосемей, и все летние месяцы Владимир проводил на природе рядом с громко жужжащими насекомыми. Оттуда, с пасеки, ушёл на пенсию в 1997 году.
Практически всю жизнь Владимир Тыщенко был верен родному селу. Не уезжал на севера зарабатывать, не гнался за длинным рублём, а тихо и мирно трудился на родной земле. Выходит, где родился, там и пригодился.
Тыщенко участвовал во всех социалистических соревнованиях, которые проводились в то время.
А было их немало. Неоднократно становился победителем. Награды тогда были не только в виде грамот. Один раз дали ему отрез для нового костюма. В другой раз — велосипед, как-то – стиральную машину. А в итоге, отработав в колхозе 44 года, он получил медаль ветерана труда, а по недавно принятому закону ещё и сельскую надбавку к пенсии.
— Трудились мы много и отдыхали весело, — вспоминает ветеран.
– Друзей было – не счесть! Только вот поуходили все, никого не осталось из тех, с кем работал, дружил.
У ветерана три дочки, пятеро внуков и столько же правнуков, есть и праправнучка. Рядом с ним — одна из дочерей, которая присматривает за престарелым отцом.
Владимир Тыщенко, несмотря на солидный возраст, интереса к жизни не потерял – и политикой интересуется, и экономикой, и, конечно, жизнью села и близких. И верит, что всё на его родной земле будет хорошо.
Оставить комментарий