Сегодня
16 февраля
Валюта
90.31
94.89

Душа трепещет, когда общими силами создаётся прекрасное

Как и чем живёт первый в Мостовском районе частный театр, рассказывает его руководитель Ольга Балашова-Никитина.

Детская театральная студия «Улыбка» ещё очень молода. Она начала работу в сентябре, и уже состоялось два спектакля. Один из них (новогодняя сказка «Поезд чудес») благотворительный — «Улыбка» собрала новогодние подарки многодетным семьям района. Третий, рождественский, спектакль можно будет увидеть совсем скоро в галерее «Твой мир». Актёры театра — юные жители Псебая, Андрюков, Перевалки и окрестностей в возрасте от четырёх до 13 лет, а также их родители. Руководит студией Ольга Балашова-Никитина, человек жизнерадостный и увлечённый своим делом. Вот что она рассказывает о себе и своём проекте.

— Я родилась в Москве. Мой папа, выпускник ВГИКа, работал сценаристом. Мама, тоже творческая личность, увлекла меня с самого детства пением и рисованием. Свою первую роль в спектакле «Золушка» я сыграла в шесть лет. В этом же возрасте начала сама ставить кукольные спектакли и приглашать зрителей-соседей. Потом окончила театральный факультет Белгородского государственного института культуры и искусств.

На втором курсе, в 19 лет, я преподавала театральное мастерство школьникам. Кроме того, в институте был театр, где занимались и студенты других вузов. Мы, его артисты, приглашали школьников, продавали билеты на наши представления. На вырученные деньги шили костюмы для новых спектаклей.

В институте я поняла, что театр совмещает все виды искусства, актерскую игру, живопись, музыку и танец. Увидела в актёрской игре большую психологическую составляющую и поддержку. Театр раскрывает таланты, делает детей более уверенными, учит взаимодействию в коллективе, коммуникабельности. В детстве я была очень стеснительная, боялась выражать своё мнение. Именно театр помог мне измениться. За это я особенно благодарна мастеру курса Нине Николаевне Павленко.

Повзрослев, я увидела, что театральные навыки очень нужны и в обычной жизни. Ведь это так важно — находить нестандартные решения, не бояться делать новое, грамотно и уверенно презентовать себя. У меня есть опыт налаживания продаж в крупной компании, а также руководства своим бизнесом — агентством по организации праздников. Моя команда создавала интересные сюжеты и сценарии, изготавливала костюмы.

Вот уже два года мы с мужем живём в Мостовском районе. Решили поселиться в Псебае после путешествий по Крыму и Сочи. Сын Добрамир тоже играет в «Улыбке».

Я изучала систему Станиславского, по которой готовят актёров во всём мире, детскую психологию и арт-терапию, а также метод игры по Бахотскому. Это когда участники свободно импровизируют и играют в театр.

Станиславский увидел и разработал основные элементы, необходимые актёру для игры на сцене. Все они развивают не только актёрскую игру, но и психику, тело актёра, фантазию, повышают самооценку. Это помогает детям потом и в учёбе, и в жизни.

Мы применяем метод действенного анализа. По этой системе дети не учат тексты, а импровизируют в рамках роли по смыслу, по сюжету. В случае, если ставится классика, лишние слова потом убираются. При этом детям легко играть, придумывать интересное взаимодействие и быть естественными на сцене. Даже сложные роли и большие тексты легко запоминаются.

Я очень радуюсь, когда вижу, что в такой импровизации дети начинают свободно мыслить, придумывать, становятся творцами и сотворцами спектакля. Им приходят интересные идеи. Мы встраиваем их в сцены спектакля. Поначалу это непросто, но потом спустя 5-10 занятий дети раскрываются. Включается их творческий потенциал. Маленькие актёры становятся более пластичными, придумывают что-то мудрое в рамках своей роли. Они приходят на репетицию и воодушевлённо рассказывают или пишут в общем чате о своей идее.

Когда я увидела силу театра как терапии, то углубилась в терапию телесную. Прошла обучение в Московской суджок-академии.

Поскольку актёру важно двигаться на сцене гармонично и гармонично проживать эмоции, мы выполняем в качестве тренинга различные телесные упражнения. Можно прыгать, как обезьяна, и кричать, а потом боксировать и таким образом сбросить накопившееся напряжение или стресс. Можно превратиться в тряпичную куклу или стать мягким, как пластилин, чтобы стряхнуть с себя усталость.

Станиславский отдельно выделял в актёрском тренинге мышечные зажимы, потому что они влияет на игру актёров. Если наше тело напряжено, то мозг не может сфокусироваться на словах. Актёр зажат и забывает всё.

Задача наших воспитанников намного больше и шире, чем просто играть спектакли. В процессе игры раскрывается потенциал детей. Они учатся взаимодействовать, решать конфликты, управлять эмоциями и состояниями, лучше слышать себя, свой внутренний голос, быть творцами процессов, развивать мышление и в итоге искать свой путь в жизни.

Дети лучше запоминают роли благодаря музыке. А проявить через музыку характеры героев — это значит ещё глубже начать чувствовать мир и друг друга. Мы понемногу добавляем музыкальные инструменты в спектакль. В новогодней сказке участвуют глюкофон, посох дождя, бубен и варган. У каждого героя есть своя музыка.

Кроме того, в нашем театре мы изучаем и применяем принципы ненасильственного общения и Реджио-метод. Я спрашиваю детей, кого бы они хотели сыграть. Часть занятий уделяем играм, упражнениям по актёрскому мастерству и сцен речи, ритмике, пластике, а часть — тому, чтобы совместно придумывать спектакль. Учимся выражать эмоции. Обязательно разбираем конфликтные ситуации, если они случаются.

Я иду от интересов детей. Стараюсь понимать, о чём они хотят ставить спектакли, что их волнует, какие у них проблемы. В театре можно проиграть сложные ситуации реальной жизни, найти решения.

Театр «Улыбка» — это ещё и место, где дети находят друзей. На наших встречах у юных актёров есть время для свободного общения.

Генеральные репетиции нашей студии проходят в отдельные от занятий дни. Это сложный процесс, когда нужно и соединить актёров младших со старшими, и выставить все декорации, и пройти спектакль в костюмах.

Мы планируем строительство собственного здания со сценой для занятий с детьми. А пока у нас есть специальные передвижные ширмы, которые позволяют организовать пространство для выступления в разных местах. Хотим вывозить коллектив в другие города как настоящих артистов, выступать для детей из детских домов и школ.

А пока мы продолжаем набор детей и взрослых. Проводим открытые уроки и игры по Бахотскому, чтобы ознакомить всех желающих с волшебством театра.

Младшая группа «Карамельки» театра «Улыбка».

Младшая группа «Карамельки» театра «Улыбка».

Много людей уже поддерживают театр «Улыбка». Хочется поблагодарить всех, кто помогает шить костюмы, делать декорации. Большое спасибо мужу Андрею и родителям наших актёров. Душа трепещет, когда я вижу, как общими силами создаётся прекрасное.

Мы растём, и дети растут вместе с «Улыбкой». Когда человек улыбается, значит, он здоров и счастлив. Мне очень хочется, чтобы дети и все жители нашего района улыбались чаще.

Анна Бирюза. Фото автора.

Опубликовано 4 янв | 49 просмотров

Оставить комментарий

* Обязательно к заполнению