Душа трепещет, когда общими силами создаётся прекрасное
Как и чем живёт первый в Мостовском районе частный театр, рассказывает его руководитель Ольга Балашова-Никитина.
Юные актёры на репетиции сказки «Поезд чудес».
Детская театральная студия «Улыбка» ещё очень молода. Она начала работу в сентябре, и уже состоялось два спектакля. Один из них (новогодняя сказка «Поезд чудес») благотворительный — «Улыбка» собрала новогодние подарки многодетным семьям района. Третий, рождественский, спектакль можно будет увидеть совсем скоро в галерее «Твой мир». Актёры театра — юные жители Псебая, Андрюков, Перевалки и окрестностей в возрасте от четырёх до 13 лет, а также их родители. Руководит студией Ольга Балашова-Никитина, человек жизнерадостный и увлечённый своим делом. Вот что она рассказывает о себе и своём проекте.
— Я родилась в Москве. Мой папа, выпускник ВГИКа, работал сценаристом. Мама, тоже творческая личность, увлекла меня с самого детства пением и рисованием. Свою первую роль в спектакле «Золушка» я сыграла в шесть лет. В этом же возрасте начала сама ставить кукольные спектакли и приглашать зрителей-соседей. Потом окончила театральный факультет Белгородского государственного института культуры и искусств.
На втором курсе, в 19 лет, я преподавала театральное мастерство школьникам. Кроме того, в институте был театр, где занимались и студенты других вузов. Мы, его артисты, приглашали школьников, продавали билеты на наши представления. На вырученные деньги шили костюмы для новых спектаклей.
В институте я поняла, что театр совмещает все виды искусства, актерскую игру, живопись, музыку и танец. Увидела в актёрской игре большую психологическую составляющую и поддержку. Театр раскрывает таланты, делает детей более уверенными, учит взаимодействию в коллективе, коммуникабельности. В детстве я была очень стеснительная, боялась выражать своё мнение. Именно театр помог мне измениться. За это я особенно благодарна мастеру курса Нине Николаевне Павленко.
Повзрослев, я увидела, что театральные навыки очень нужны и в обычной жизни. Ведь это так важно — находить нестандартные решения, не бояться делать новое, грамотно и уверенно презентовать себя. У меня есть опыт налаживания продаж в крупной компании, а также руководства своим бизнесом — агентством по организации праздников. Моя команда создавала интересные сюжеты и сценарии, изготавливала костюмы.
Вот уже два года мы с мужем живём в Мостовском районе. Решили поселиться в Псебае после путешествий по Крыму и Сочи. Сын Добрамир тоже играет в «Улыбке».
Я изучала систему Станиславского, по которой готовят актёров во всём мире, детскую психологию и арт-терапию, а также метод игры по Бахотскому. Это когда участники свободно импровизируют и играют в театр.
Станиславский увидел и разработал основные элементы, необходимые актёру для игры на сцене. Все они развивают не только актёрскую игру, но и психику, тело актёра, фантазию, повышают самооценку. Это помогает детям потом и в учёбе, и в жизни.
Мы применяем метод действенного анализа. По этой системе дети не учат тексты, а импровизируют в рамках роли по смыслу, по сюжету. В случае, если ставится классика, лишние слова потом убираются. При этом детям легко играть, придумывать интересное взаимодействие и быть естественными на сцене. Даже сложные роли и большие тексты легко запоминаются.
Я очень радуюсь, когда вижу, что в такой импровизации дети начинают свободно мыслить, придумывать, становятся творцами и сотворцами спектакля. Им приходят интересные идеи. Мы встраиваем их в сцены спектакля. Поначалу это непросто, но потом спустя 5-10 занятий дети раскрываются. Включается их творческий потенциал. Маленькие актёры становятся более пластичными, придумывают что-то мудрое в рамках своей роли. Они приходят на репетицию и воодушевлённо рассказывают или пишут в общем чате о своей идее.
Когда я увидела силу театра как терапии, то углубилась в терапию телесную. Прошла обучение в Московской суджок-академии.
Поскольку актёру важно двигаться на сцене гармонично и гармонично проживать эмоции, мы выполняем в качестве тренинга различные телесные упражнения. Можно прыгать, как обезьяна, и кричать, а потом боксировать и таким образом сбросить накопившееся напряжение или стресс. Можно превратиться в тряпичную куклу или стать мягким, как пластилин, чтобы стряхнуть с себя усталость.
Станиславский отдельно выделял в актёрском тренинге мышечные зажимы, потому что они влияет на игру актёров. Если наше тело напряжено, то мозг не может сфокусироваться на словах. Актёр зажат и забывает всё.
Задача наших воспитанников намного больше и шире, чем просто играть спектакли. В процессе игры раскрывается потенциал детей. Они учатся взаимодействовать, решать конфликты, управлять эмоциями и состояниями, лучше слышать себя, свой внутренний голос, быть творцами процессов, развивать мышление и в итоге искать свой путь в жизни.
Дети лучше запоминают роли благодаря музыке. А проявить через музыку характеры героев — это значит ещё глубже начать чувствовать мир и друг друга. Мы понемногу добавляем музыкальные инструменты в спектакль. В новогодней сказке участвуют глюкофон, посох дождя, бубен и варган. У каждого героя есть своя музыка.
Кроме того, в нашем театре мы изучаем и применяем принципы ненасильственного общения и Реджио-метод. Я спрашиваю детей, кого бы они хотели сыграть. Часть занятий уделяем играм, упражнениям по актёрскому мастерству и сцен речи, ритмике, пластике, а часть — тому, чтобы совместно придумывать спектакль. Учимся выражать эмоции. Обязательно разбираем конфликтные ситуации, если они случаются.
Я иду от интересов детей. Стараюсь понимать, о чём они хотят ставить спектакли, что их волнует, какие у них проблемы. В театре можно проиграть сложные ситуации реальной жизни, найти решения.
Театр «Улыбка» — это ещё и место, где дети находят друзей. На наших встречах у юных актёров есть время для свободного общения.
Генеральные репетиции нашей студии проходят в отдельные от занятий дни. Это сложный процесс, когда нужно и соединить актёров младших со старшими, и выставить все декорации, и пройти спектакль в костюмах.
Мы планируем строительство собственного здания со сценой для занятий с детьми. А пока у нас есть специальные передвижные ширмы, которые позволяют организовать пространство для выступления в разных местах. Хотим вывозить коллектив в другие города как настоящих артистов, выступать для детей из детских домов и школ.
А пока мы продолжаем набор детей и взрослых. Проводим открытые уроки и игры по Бахотскому, чтобы ознакомить всех желающих с волшебством театра.
Младшая группа «Карамельки» театра «Улыбка».
Много людей уже поддерживают театр «Улыбка». Хочется поблагодарить всех, кто помогает шить костюмы, делать декорации. Большое спасибо мужу Андрею и родителям наших актёров. Душа трепещет, когда я вижу, как общими силами создаётся прекрасное.
Мы растём, и дети растут вместе с «Улыбкой». Когда человек улыбается, значит, он здоров и счастлив. Мне очень хочется, чтобы дети и все жители нашего района улыбались чаще.
Анна Бирюза. Фото автора.
Оставить комментарий