Доваторцы наводили ужас на гитлеровцев

Ветеран ВМФ Михаил Кузьминов из Псебая делится воспоминаниями своего отца, участника Великой Отечественной войны.

 

В июле 1941 года его отца Петра Егоровича Кузьминова призвали на фронт. Он попал в дивизию полковника Льва Доватора. Командир провёл в тылу врага две крупные операции. В августе Доватору присвоили звание генерал-майора, он возглавил отдельную кавалерийскую группу, а в ноябре — и третий кавалерийский корпус. Его бойцы своими рейдами наводили ужас на гитлеровцев. За боевые заслуги корпус в ноябре был переименован во второй гвардейский и защищал подступы к Москве. Генерал-майор получил награды за мужество, и у каждого его бойца появилась медаль «За оборону Москвы». К знамени корпуса прикрепили ордена Александра Невского, Красного Знамени.

11 декабря доваторцев перебросили в район Кубинки, откуда они прошли более 150 километров по тылам противника.19 декабря передовые части корпуса вышли в район деревни Палашкино Рузского района. Перед наступлением Доватор лично решил осмотреть позиции противника и был смертельно ранен. Через два дня ему присвоили звание Героя Советского Союза.

Об этом легендарном генерале Михаил Петрович не раз слышал от отца. Сам Пётр Кузьминов тоже был отважным воином. Под Москвой он получил ранение в колено, но продолжил свой боевой путь. Защищал Смоленск, освобождал Варшаву, брал Берлин.

В июле 1945 года получил письмо от командования. Вот несколько строк из него: «Вы, Пётр Егорович, в числе первых воинов-победителей возвращаетесь на Родину, к семье, созидательному труду, к созданию счастливой жизни. Мы глубоко уверены, что так же, как и на поле боя, Вы мужественно и умело сражались с врагом, с такой же энергией будете трудиться на благо процветания нашей любимой Родины. Но помня наказы товарища Сталина, что, находясь в капиталистическом окружении, мы не гарантированы от новой интервенции, будете укреплять обороноспособность государства, воспитывая молодёжь, передавая свой богатый боевой опыт, и, если потребуется, снова станете на защиту нашей священной Родины».

Пётр Кузьминов так и поступил. Достойно жил в мирное время. Воспитал детей патриотами. Трудился бондарем на лесозаводе, затем по состоянию здоровья перешёл на должность сторожа. Скончался в 1966 году.

— Помимо моего отца с Доватором воевали многие псебайцы, некоторых я знал лично, — говорит Михаил Петрович. — Среди них был Григорий Новицкий. В мирное время он трудился в Псебайском опытно-показательном лесокомбинате. На этом же предприятии, в отделе рабочего снабжения, трудился поваром ещё один доваторец — Иван Красноружев. Их сослуживец Алексей Неграшёв сразу после войны ушёл из жизни от ран. Андрей Гладков получил четыре ранения и был комиссован в 1943 году, а в 1960 стал моим тестем. Павел Халюченко в 1941 году под Москвой лишился одного глаза. Затем работал ездовым в Псебайском поселковом совете.

Подготовила Вита Владимирова.

 

 

Опубликовано 17 фев | 36 просмотров

Оставить комментарий

* Обязательно к заполнению