Для души и тела
Разговор о художественной гимнастике, о работе тренера и секретах успеха юных спортсменок.
В последнюю субботу октября общественность чествует представителей спорта, который пришёл к нам из далёкой античности. По преданиям древних, боги подарили два вида искусства: музыку, радующую слух, и гимнастику – совершенство тела. Это занятие превратилось в вид спорта, обрело красоту и утончённую грацию.
Взгляд со стороны
Накануне Дня гимнастики наш корреспондент встретился с Николаем Холодовым, начальником отдела по физкультуре и спорту администрации района, и поговорил с ним о достижениях наших гимнасток.
— Художественная гимнастика в районе развивается более 15 лет в двух спортивных школах: «Олимп» и «Юность». Здесь занимаются около 300 человек. За это время тренеры подготовили 98 кандидатов в мастера спорта. Наши спортсменки — постоянные участницы окружных и краевых соревнований. К примеру, команда «Звезда» из спортивной школы «Олимп» недавно заняла четвёртое место на спартакиаде учащихся Кубани. Юная Алиса Меньщикова из спортивной школы «Юность» стала первой на турнире «Осенние листья» в Сочи. Мы гордимся высокими результатами воспитанниц.
Хотелось бы затронуть и некоторые проблемы: отсутствует отдельный тренировочный зал со стандартными размерами и высотой потолков более 11 метров. Нет специальных гимнастических ковров, а качество инвентаря не всегда на высоте, — поделился Николай Николаевич.
— А почему в районе две школы художественной гимнастики?
— Художественная гимнастика включает в себя групповые упражнения. На ковёр одновременно выходит пять спортсменок. В своих выступлениях они демонстрируют композиции, где учитываются слаженность движений, синхронность и слитность выполнения. Именно на этом специализируется «Олимп». У «Юности» другое направление. Здесь оттачивают индивидуальные программы гимнасток, готовят дуэты и трио исполнительниц. Это новое направление в художественной гимнастике.
— Художественная гимнастика в районе развивается более 15 лет в двух спортивных школах: «Олимп» и «Юность». Здесь занимаются около 300 человек. За это время тренеры подготовили 98 кандидатов в мастера спорта. Наши спортсменки — постоянные участницы окружных и краевых соревнований. К примеру, команда «Звезда» из спортивной школы «Олимп» недавно заняла четвёртое место на спартакиаде учащихся Кубани. Юная Алиса Меньщикова из спортивной школы «Юность» стала первой на турнире «Осенние листья» в Сочи. Мы гордимся высокими результатами воспитанниц.
Хотелось бы затронуть и некоторые проблемы: отсутствует отдельный тренировочный зал со стандартными размерами и высотой потолков более 11 метров. Нет специальных гимнастических ковров, а качество инвентаря не всегда на высоте, — поделился Николай Николаевич.
— А почему в районе две школы художественной гимнастики?
— Художественная гимнастика включает в себя групповые упражнения. На ковёр одновременно выходит пять спортсменок. В своих выступлениях они демонстрируют композиции, где учитываются слаженность движений, синхронность и слитность выполнения. Именно на этом специализируется «Олимп». У «Юности» другое направление. Здесь оттачивают индивидуальные программы гимнасток, готовят дуэты и трио исполнительниц. Это новое направление в художественной гимнастике.
Задача для тренера
Наш корреспондент пообщался и с тренерами художественной гимнастики Татьяной Хмельницкой и Татьяной Меньщиковой, посмотрел тренировки девочек, воспитанниц спортивных школ, представленных в районе. Это поистине очень красивое, завораживающее зрелище. Юные грации под музыку показывают сложный танец, бросают обручи и мячи, а во время полёта предметов то прыгают, то крадутся по ковру и ловят их, меняясь местами.
— Наш спорт в России родился в 19-м веке, и у его истоков стояли балетмейстеры Эмиль Жак-Далькроза, Жорж Демини и танцовщица Айседора Дункан. Поэтому наряду со спортивными движениями здесь используются балетные па и даже эффектные цирковые трюки, — поделилась Татьяна Хмельницкая. — И когда девочки умело сочетают эти приёмы, проявляют артистизм, обаяние и женское спортивное кокетство, получается красиво настолько, что зрители немеют и пребывают в ступоре, когда попадают на турнир.
— А как вы набираете воспитанниц? Дети же слишком малы, чтобы оценить красоту этого вида спорта.
— За девочек решают родители. Одни видят в своих дочерях наследниц славы Галимы Шугуровой, Алины Кабаевой или Маргариты Мамун, другие просто околдованы красотой, третьи стремятся укрепить здоровье малышей. Мотивация разная, но первоначальные методы работы с детьми одинаковые. С четырёх-пяти лет это игра, где можно двигаться, выполнять простейшие движения, кривляться, если хотите, — рассказывает Татьяна Меньщикова. — В шесть-семь лет это начинающие гимнастки, которые разучивают программы, улавливают такт музыки и получают первые юношеские разряды. Но в это время появляются и первые слёзы спортсменок, связанные с состязаниями и некоторыми болевыми ощущениями на тренировках. Начинается игра на выбывание, как говорят тренеры. В восемь-девять лет уже всё серьёзно. Проводим тренировки, участвуем в соревнованиях и к задачам наставников относимся по-взрослому.
— Наш спорт в России родился в 19-м веке, и у его истоков стояли балетмейстеры Эмиль Жак-Далькроза, Жорж Демини и танцовщица Айседора Дункан. Поэтому наряду со спортивными движениями здесь используются балетные па и даже эффектные цирковые трюки, — поделилась Татьяна Хмельницкая. — И когда девочки умело сочетают эти приёмы, проявляют артистизм, обаяние и женское спортивное кокетство, получается красиво настолько, что зрители немеют и пребывают в ступоре, когда попадают на турнир.
— А как вы набираете воспитанниц? Дети же слишком малы, чтобы оценить красоту этого вида спорта.
— За девочек решают родители. Одни видят в своих дочерях наследниц славы Галимы Шугуровой, Алины Кабаевой или Маргариты Мамун, другие просто околдованы красотой, третьи стремятся укрепить здоровье малышей. Мотивация разная, но первоначальные методы работы с детьми одинаковые. С четырёх-пяти лет это игра, где можно двигаться, выполнять простейшие движения, кривляться, если хотите, — рассказывает Татьяна Меньщикова. — В шесть-семь лет это начинающие гимнастки, которые разучивают программы, улавливают такт музыки и получают первые юношеские разряды. Но в это время появляются и первые слёзы спортсменок, связанные с состязаниями и некоторыми болевыми ощущениями на тренировках. Начинается игра на выбывание, как говорят тренеры. В восемь-девять лет уже всё серьёзно. Проводим тренировки, участвуем в соревнованиях и к задачам наставников относимся по-взрослому.
После 10 лет пути участниц расходятся. Кто-то получает травмы и прекращает тренировки, кто-то переходит в танцы или находит другие родственные занятия. Главное, что девочки с юности осваивают физкультуру и знакомятся с гармонией тела, что важно на протяжении всей жизни. А самые упорные и целеустремлённые продолжают дальше, разучивают сложные программы, становятся перворазрядницами или кандидатами в мастера спорта.
А что потом?
В спортивном зале «Олимпа» шла тренировка девушек из команды «Звезда».
— Девчонки готовятся к выступлению на чемпионате края, который состоится в Краснодаре 12 ноября. Это программа мастеров. Она достаточно сложная в исполнении, — пояснила Татьяна Хмельницкая. — Потому тренируемся не считаясь со временем. Раз за разом повторяем элементы упражнений. Бывает, спортсменки досадуют из-за погрешностей, но берут себя в руки и начинают снова. К соревнованиям выступление должно быть отработано до автоматизма, — раскрывает секрет Татьяна Васильевна.
— А что происходит потом, когда девушки заканчивают выступления?
— Всё как обычно. Институт, замужество, рождение детей. В своей практике я не ставлю гимнастику впереди общего развития, так как занятие спортом всего лишь часть жизни. Девочка должна хорошо учиться, быть всесторонне развитой и обеспечить своё будущее. А спорт позволяет организоваться, думать, строить и воплощать реальные планы. Кроме того, хорошая фигура, осанка и красота становятся бонусом, — считает тренер Меньщикова.
— Почему в наших спортивных школах нет ни одного мастера спорта России?
— Подготовка мастеров и выход на федеральный уровень подразумевают совсем другие затраты на спортсменок. В художественной гимнастике это интернатское содержание девочек с особым распорядком дня, двухразовыми тренировками и сбалансированным питанием. Кроме этого, при таком уровне необходимо наличие целой группы специалистов, индивидуальных наставников, хореографов, музыкантов и тренеров по общефизической подготовке. Район не может потратить весь спортивный бюджет на нужды гимнасток. Те же из девочек, кто подаёт надежды и хочет продолжать карьеру в спорте, уезжают в Краснодар, там учатся, выступают, а спустя несколько лет возвращаются в Мостовской в статусе дипломированного тренера. У нас есть примеры молодых тренеров Дарины Холодовой, Виктории Шевцовой и Анжелы Дакаевой, которые не так давно влились в тренерский коллектив, — заметила Татьяна Хмельницкая. В заключение хочется добавить от себя. Всё же самыми важными качествами тренера остаются любовь к детям и своему делу. Тренер – взрослый человек и понимает, что нельзя требовать от ребёнка невозможного, давить на него морально и физически. К сожалению, не каждая девочка станет великой спортсменкой, но у всех должны остаться хорошие воспоминания об этом периоде жизни.
— Девчонки готовятся к выступлению на чемпионате края, который состоится в Краснодаре 12 ноября. Это программа мастеров. Она достаточно сложная в исполнении, — пояснила Татьяна Хмельницкая. — Потому тренируемся не считаясь со временем. Раз за разом повторяем элементы упражнений. Бывает, спортсменки досадуют из-за погрешностей, но берут себя в руки и начинают снова. К соревнованиям выступление должно быть отработано до автоматизма, — раскрывает секрет Татьяна Васильевна.
— А что происходит потом, когда девушки заканчивают выступления?
— Всё как обычно. Институт, замужество, рождение детей. В своей практике я не ставлю гимнастику впереди общего развития, так как занятие спортом всего лишь часть жизни. Девочка должна хорошо учиться, быть всесторонне развитой и обеспечить своё будущее. А спорт позволяет организоваться, думать, строить и воплощать реальные планы. Кроме того, хорошая фигура, осанка и красота становятся бонусом, — считает тренер Меньщикова.
— Почему в наших спортивных школах нет ни одного мастера спорта России?
— Подготовка мастеров и выход на федеральный уровень подразумевают совсем другие затраты на спортсменок. В художественной гимнастике это интернатское содержание девочек с особым распорядком дня, двухразовыми тренировками и сбалансированным питанием. Кроме этого, при таком уровне необходимо наличие целой группы специалистов, индивидуальных наставников, хореографов, музыкантов и тренеров по общефизической подготовке. Район не может потратить весь спортивный бюджет на нужды гимнасток. Те же из девочек, кто подаёт надежды и хочет продолжать карьеру в спорте, уезжают в Краснодар, там учатся, выступают, а спустя несколько лет возвращаются в Мостовской в статусе дипломированного тренера. У нас есть примеры молодых тренеров Дарины Холодовой, Виктории Шевцовой и Анжелы Дакаевой, которые не так давно влились в тренерский коллектив, — заметила Татьяна Хмельницкая. В заключение хочется добавить от себя. Всё же самыми важными качествами тренера остаются любовь к детям и своему делу. Тренер – взрослый человек и понимает, что нельзя требовать от ребёнка невозможного, давить на него морально и физически. К сожалению, не каждая девочка станет великой спортсменкой, но у всех должны остаться хорошие воспоминания об этом периоде жизни.
Алексей Модылевский. Фото автора.
Опубликовано 26 окт 2024 | 62 просмотров
Оставить комментарий