Сегодня
17 января
Валюта
101.91
105.05

Деревянных дел скульптор

Мастер по дереву Анатолий Проскуряков — о радости творчества.

 

Его вдохновляют деревья, животные, птицы. Их он воплощает в своих работах. Каждая линия, вырезанная мастером, отражает естественную красоту окружающего мира, а каждая фигура — гармонию и совершенство природы. Удивительные изделия из древесины получаются благодаря таланту и усердию.

 

Перезагрузка

Вырезать из дерева Анатолий Проскуряков начал ещё в детстве, мастерил кинжалы для друзей. В старших классах во время производственного обучения помогал специалистам делать мебель. Так получил четвёртый разряд столяра-краснодеревщика.

Жил он тогда в Киргизии, там окончил политехнический институт. По распределению горный инженер попал в Таджикистан. В таджикских семьях было по 10-12 детей, игрушек на всех не хватало. Молодой специалист по просьбе коллег стал вырезать из дерева медведей, самолёты, пистолеты.

Через пару лет его назначили начальником шахты. В дальнейшем Анатолий Александрович руководил горнодобывающими предприятиями в Якутии и на Урале. Работа была напряжённой, требовалась какая-то отдушина. Тут как нельзя лучше подошла резьба по дереву. Она помогала снять стресс и перезагрузиться.

Первой у мастера появилась картина с тремя богатырями. Над ней он корпел четыре месяца. Когда приловчился, создал ещё один шедевр по сюжету картины «Бой Кочубея с Пересветом».

Потом стал вырезать животных, птиц, пейзажи. Каждая работа получалась уникальной, со своим характером и настроением. Словно живое, дерево поддавалось его рукам. Лесные жители получались величественными, птицы — лёгкими и грациозными, а природа — многоликой и загадочной.

Немного позже Анатолий Проскуряков взялся мастерить деревянные шкатулки со сказочными сюжетами.

 

На пути к вере

Не случайно иконы возникли в его творчестве. В жизни Анатолия Александровича происходило необъяснимое. Он был бесстрашным молодым человеком, покорял горы без страховки. Однажды поднялся на высоту 150 метров, оказался под выступом и не мог преодолеть это препятствие. У него сорвалась рука, а потом — и нога. Анатолий Проскуряков висел над пропастью и молил Бога о помощи. Как ему удалось преодолеть пять метров, до сих пор не может понять. Когда осознал, что находится наверху, три часа не мог встать на ноги, настолько был обессилен.

— Другой случай произошёл в шахте, — вспоминает собеседник. — Захожу в забой, на меня что-то давит, выхожу, успокаиваюсь. Вывел оттуда всех шахтёров. Им пришлось перенести всё оборудование, они долго возмущались. А через пару часов произошло обрушение. Поняли, что могли погибнуть. Было ещё много обстоятельств, которые помогли понять, что Господь хранит и оберегает меня.

Увлёкся литературой об иконописи. Какие-то образы приснились. А затем у мастера одна за другой появились иконы Богоматери, Иисуса Христа, Троицы, Спаса Нерукотворного. Каждая из них наполнена глубоким смыслом и духовной силой. Его мастерство заключается не только в точном соблюдении канонов, но и в умении передать через дерево тепло и живую энергию.

 

Ценители

— Родственница, которая трудилась в картинной галерее Челябинска, увидела мои работы и попросила выставить их, — продолжает Анатолий Проскуряков. — Я не хотел, считал, что это примитив, но после уговоров согласился. И не зря, оказалось, что многим посетителям понравилось.

А потом работы Анатолия Александровича каждый год выставляли на Бажовском фестивале народного творчества. Сам автор из-за загруженности побывал там всего раз. Подойти к своей выставке не решился, отправился смотреть изделия ремесленников. На каждом шагу встречал яркие витрины с расписной керамикой, вышитыми полотенцами и коврами, резными шкатулками и деревянными игрушками.

Когда же вернулся к своей выставке, то услышал только положительные отзывы.

Умелец охотно прислушивается к советам других, главное, чтобы они не были навязчивыми. Ведь каждый мастер имеет свой уникальный подход, собственные секреты и техники, которые он годами оттачивает.

Со временем творчество Анатолия Проскурякова высоко оценили, даже предложили ему отправиться на ВДНХ, но не получилось.

 

Сувель и кап

В основном мастер использовал древесину липы и осины. Понравилось ему работать и с кедром, обладающим тёплым ароматом леса. Он легко поддаётся обработке и позволяет воплощать самые смелые замыслы. Из кедра удалось вырезать икону Троицы.

Как-то у одного резчика Анатолий Проскуряков увидел поделку из сувеля. Ему захотелось поэкспериментировать с новым материалом. Сувель — это нарост на дереве. Он отличается необычной текстурой и рисунком, напоминающим мраморные разводы.

Анатолий Александрович отобрал подходящий кусок материала, обработал его и оставил сушиться на год. Затем взялся за дело: аккуратно снимал слой за слоем и открывал скрытые внутри узоры. Постепенно получилась красивая ваза.

Заинтересовал умельца ещё один нарост на дереве — кап. Его древесина имеет узорчатую текстуру. Чтобы добиться удивительных эффектов, Анатолий Проскуряков комбинирует сувель и кап. Так открылись безграничные возможности для творчества.

Все наросты мастер находил в уральских лесах: аккуратно удалял их и замазывал место спила, чтобы деревьям не навредить. А через год проверял, как они поживают.

 

Увлечённый энтузиаст

В Андрюки Анатолий Проскуряков переехал год назад, купил дом, сделал ремонт.

— Я любопытный, читаю много книг, а расставить их было негде, — говорит он. — В мебельных магазинах не нашёл подходящего стеллажа и сам смастерил его.

Много работ умелец раздарил, а те, что остались, нашли место в новом доме. Они создают уют, наполняют пространство теплом и ароматом натурального дерева. С собой он привёз заготовки, постепенно доделывает новые изделия.

Человек он коммуникабельный, с первых дней пребывания познакомился с местными мастерами и культработниками. В прошлом году его пригласили поучаствовать в новогодней выставке, которую проводил псебайский ДК. В этом году в мостовской библиотеке он рассказал о своём увлечении любителям поэзии. Кстати, сам Анатолий Александрович тоже пишет стихи.

Времени на все увлечения ему не хватает. Он постоянно чем-то занят. Сейчас планирует передавать мастерство детям. Поделился своею задумкой с директором Дома культуры посёлка Псебай-1. Нужно помещение и материалы. Заниматься с детворой он будет на общественных началах, главное, чтобы ребята были увлечены.

Виола Крапивина. Фото автора.

 

 

Опубликовано 6 дек 2024 | 44 просмотров

Оставить комментарий

* Обязательно к заполнению