Сегодня
15 сентября
Валюта
90.93
100.8

БАМ Александра Бондарева

Кто-то ехал на БАМ за романтикой, кого-то привлекали высокие заработки, а мостовчанин Александр Бондарев оказался там по долгу службы.

К 50-летию БАМа мы продолжаем рассказывать о земляках-строителях железнодорожной магистрали.

 

15 лет Александр Михайлович возглавляет в Мостовском районе общественную организацию «Союз советских офицеров». Помимо наград за безупречную службу у него есть медаль «За строительство Байкало-Амурской магистрали».

 

 

Александр Бондарев с женой Любой и сыном Мишей.

 

После военного училища Александр Михайлович служил в Забайкалье. В 1974 году его и ещё трёх опытных офицеров направили на БАМ. Вместе с женой и  годовалым сыном он прибыл в город Сковородино.

— Не многим известно, что малый БАМ начали строить ещё до ВОВ, — рассказывает Александр Бондарев.

— Около 200 км железной дороги, от станции БАМ до Тынды, прокладывали заключённые. Там находится их кладбище. На могилах есть надписи на всех языках народов СССР.  Во время войны рельсы разобрали и вывезли в Сталинград для установки противотанковых ежей. Возобновили стройку в 70-е годы. Для выполнения госзадачи привлекли железнодорожные войска. Я попал в батальон железнодорожной механизации. Наши большегрузы подготавливали насыпь для укладки дороги.

Александра Бондарева назначили начальником продовольственной службы. Он занимался снабжением, а ещё строительством  домов и благоустройством палаток для солдат. Сам с семьёй сначала снимал комнату, потом получил вагончик.

В Сковородино довелось ему стать участником встречи с Леонидом Брежневым. В 1978 году генсек отправился в поездку по Сибири и Дальнему Востоку. Сделать остановку собирался в Сковородино. Друг Александра Михайловича работал начальником этой станции. К приезду важного гостя он покрасил только фасад вокзала, на остальные части здания не хватило ни средств, ни времени. Начальник очень переживал, что его уволят, если Брежнев решит обойти вокзал со всех сторон. К счастью, этого не случилось. Леонид Ильич побеседовал с бамовцами на перроне, поблагодарил за труд и отправился дальше.

Запомнилась также Александру Бондареву встреча с актрисами Еленой Драпеко и Людмилой Чурсиной. Столичные гостьи с юмором рассказали зрителям, как снимались в фильмах.

По мере строительства железнодорожного полотна батальон, в котором служил Александр Михайлович, продвигался вперёд. Ударные темпы стоили больших усилий.  Летом машины вязли в грязи, зимой застревали в снежных заносах, тонули в болотах.

— Идёшь по мху, высотой 20-25 см, как по перине, — вспоминает бамовец.

— Вес человека он выдерживает, а вот с транспортом возникали проблемы. В болотах не раз утопали машины и жилые вагончики, когда их перевозили.

Ещё одна зимняя напасть на БАМе — это наледи. Особенно опасны они были на 118-м километре. Чем больше мороз крепчал, тем сильнее выдавливало воду с обочин. Она заливала дорогу и мгновенно замерзала, образуя ловушки глубиной до полуметра. Машины наезжали на лёд и проваливались. Пока учёные думали, как наледь победить, солдаты под руководством Александра Бондарева построили временный мост.

— На реках людей тоже подстерегала опасность, — продолжает Александр Михайлович.

— Был случай, когда наш начальник финансов на лодке должен был доставить деньги в часть. Лодка перевернулась, офицер  спасся, а пакет с деньгами ушёл на дно. Руководство списало всё на несчастный случай.

На малом БАМе Александр Бондарев получил квартиру, но вскоре его перевели в посёлок Верхнезейск. Там в его семье родился второй сын, а сам Александр Михайлович служил замначальника опытного лазарета по административно-хозяйственной части. Это медучреждение обслуживало всех, кому требовалось лечение. Врачи ни на минуту не забывали о клятве Гиппократа. Специалистов такого высокого уровня Александр Михайлович больше не встречал. Бамовцам помощь врачей требовалась постоянно. Людей одолевала пневмония. Трижды переболел ею и Александр Бондарев. Много несчастных случаев происходило на стройке, но эти беды обошли стороной нашего земляка.

— Службу в лазарете я совмещал со строительными работами, рассказывает Александр Михайлович. — В моём подчинении находилось 50 солдат. С ними валил и вывозил сосны. Мы построили два дома для врачей и казармы для солдат.

От нелёгкой работы бамовцы отдыхали на рыбалке. В основном зимой на реке ловили щуку. Александр Михайлович тоже приносил домой неплохие уловы. А опытные рыбаки ловили щук до 17 килограммов, тайменей — до 30. Но сравниться с эвенками никто не мог. С малых лет они занимаются рыболовством, оленеводством и охотой. С этим народом наш земляк ближе познакомился в посёлке Бомнак. Там же увидел памятник местному жителю Улукиткану — проводнику экспедиции, возглавляемой писателем и топографом Григорием Федосеевым.

Восемь лет отслужил на БАМе Александр Бондарев. Затем его перевели в Белорусский военный округ, позже — в Кавказский. Спустя время отправили в Чехословакию  заместителем начальника базы по хранению боевой техники. Когда советские войска вывели из этой страны, он ещё недолго служил в Ивановской области и ушёл в отставку в звании майора.

Александр Бондарев познакомился с бамовцами, которые служили с ним в одной бригаде, но в разное время. С радостью, энтузиазмом и ностальгией они вспоминают всесоюзную стройку.  Очень хочется ему проехать по тем местам на БАМе, где он прожил нелёгкие и богатые событиями годы.

Виола Крапивина. Фото автора и из архива Александра Бондарева.

 

 

Опубликовано 26 окт 2023 | 154 просмотров

Оставить комментарий

* Обязательно к заполнению