Авиадеревня «Псебай»: первые шаги сделаны
В течение трёх лет бизнес Краснодарского края планирует оживить и реорганизовать лётное поле в окрестностях Псебая. Планы у инвесторов большие.

Министр транспорта и дорожного хозяйства края Алексей Переверзев, директор аэроклуба Александр Хапов, губернатор Кубани Вениамин Кондратьев и глава района Сергей Ласунов на месте будущей авиадеревни.
В Мостовском районе наблюдается ажиотаж по поводу строительства авиадеревни в Андрюках. Очень сжатая информация уже прозвучала в СМИ, но этого оказалось явно недостаточно. Читатели газеты то и дело спрашивают, так что же в итоге будет у нас построено, станут ли летать самолёты в города Северного Кавказа и когда? Наш корреспондент встретился с руководителем организации, которая в эти дни приступает к возрождению авиагавани в Мостовском районе, чтобы узнать все подробности из первых уст.
Но сначала обратимся к истории. В советское время на южной окраине станицы Андрюки располагался аэропорт «Псебай». Оттуда осуществлялись регулярные авиарейсы в Краснодар. Был аэропорт и в посёлке Мостовском, да и во многих других районах Краснодарского края, то есть существовала целая сеть аэродромов и лётных полей различного назначения – от обеспечения химобработок посевов до авиаперевозок грузов и населения. Сейчас в крае пришли к выводу, что наступило время для возрождения малой авиации. Понимание этой необходимости совпало с ростом интереса бизнеса и спорта к авиалиниям местного значения. В частности, авиалюбители и организация из Динского района, которая располагает аэродромом «Белевцы» возле станицы Новотитаровской, долгое время поддерживали тесный контакт с авиалюбителями Мостовского района, и это взаимодействие привело к разработке проекта строительства авиадеревни в Мостовском районе, а именно в Андрюках.
Для этого в муниципалитете создана автономная некоммерческая организация «Аэроклуб им. Е. Д. Бершанской»*, директором которой является житель посёлка Мостовского Александр Хапов. Среди инициаторов появления новой организации или её учредителей такие известные авиалюбители района, как Борис Цаплин и Валерий Давыдов, а также аэродром «Белевцы».
Задача Хапова и сподвижников – подготовить необходимую документацию, разрешить все возможные юридические вопросы, если они возникнут.
Вот что он рассказывает:
— Идея создать авиадеревню и упорядочить воздушное пространство родилась среди частных пилотов-авиалюбителей. Авиадеревня – это не аэропорт и не аэродром. Аэропорт – инженерная инфраструктура, предназначенная для перевозки пассажиров, приёма и отправки воздушных судов. Аэродром – это место, куда садятся самолёты, тоже со всей своей инфраструктурой, инженерным обеспечением. А вот авиадеревня – это место базирования авиационной техники. После начала СВО небо над Краснодаром было закрыто. А многие авиалюбители имеют самолеты. Нам разрешили совершать полёты до высоты 1200 м, но самолёты многим негде разместить. К тому же необходимо, чтобы техника проходила обслуживание и можно было бы регулярно совершать тренировочные полёты. Вот для этого и нужна авиадеревня.
По задумке инвесторов, авиадеревня «Псебай» — это первый, базовый этап возрождения воздушной гавани у самых Кавказских гор, что послужит стимулом к восстановлению авиасообщения местного значения во всём Краснодарском крае. Проект предусматривает строительство 15 ангаров для хранения и обслуживания авиатехники. Сейчас их только пять — и те надо приводить в соответствие с проектными требованиями. Предстоит реконструировать взлётно-посадочную полосу, возвести контрольно-пропускной и командно-диспетчерский пункты, терминалы и здание для отдыха экипажей. Инвестиции составят почти 290 миллионов рублей.
Чтобы все планы сбылись, надо было получить возможность распоряжаться земельным участком под лётным полем. Край дал добро, в этом есть заинтересованность Мостовского района. Глава муниципалитета помогает, документы с андрюковской администрацией подписаны. Нам выделили семь гектаров для строительства административных и прочих инфраструктурных зданий, ангаров для техники.
Название для авиадеревни выбрано по аналогии с аэропортом «Псебай», который действовал в Андрюках в советское время. Мы учли все требования к самолётам и к осуществлению полётов. Сейчас подготавливаем фундамент для будущего. Если планы реализуем в полной мере, небо над Краснодарским краем снова откроется без существующих ныне ограничений и будет принято решение о возрождении местных авиалиний (а в этом заинтересован и губернатор), то не исключено появление в Андрюках воздушного такси, которое по заказу будет перевозить пассажиров в тот или иной пункт. Это что-то наподобие чартера.
Чтобы авиадеревня далее повысила свой статус до аэропорта, нужно немало вложений для обеспечения безопасности перевозок, ведь зона вылета и зона прилёта должны быть одинаковыми по уровню безопасности, будь то Андрюки или Минеральные Воды. Это один из критериев существования аэропорта. Будут ли в данном случае регулярные рейсы? Такая возможность связана со спросом. Будет спрос – будет и предложение. Пока об этом с какой-то степенью уверенности говорить ещё рано.
По сути, авиадеревня «Псебай» — пилотный проект в Краснодарском крае. Если он удастся, то следом будут возрождаться когда-то заброшенные лётные поля в Лабинске, Курганинске и во многих других населённых пунктах. Начнутся полёты, благо маршруты старых линий сохранились.
Авиадеревня, кроме перевозок пассажиров, будет заниматься ещё и обучением курсантов. При аэродроме «Белевцы» функционирует лётная школа «Южное небо». Аналогичная появится и в Андрюках. То есть желающие получить право управления воздушным судном смогут пройти курс обучения, получить лётное свидетельство и допуск к полётам на технике определённой категории.
Планируется, что авиадеревня начнёт функционировать в 2027 году.
* Евдокия Бершанская — командир женского авиаполка знаменитых «ночных ведьм», летавших во время Великой Отечественной войны на деревянных, обшитых фанерными листами «кукурузниках» У-2 (позже переименованных в По-2) и наводивших ужас на фашистов. Полк Бершанской в том числе бомбил позиции врага и в Псебае во время немецкой оккупации.
Никита Вагаев. Фото пресс-службы администрации края.

Оставить комментарий