Псебай в воспоминаниях Раисы Артемьевой
Вышли в свет две книги и три сборника стихов жительницы Псебая. Рассказываем о том, что подтолкнуло Раису Артемьеву к творчеству.
17-летней девушкой она уехала из Псебая на Украину. Вечерами училась в институте, а днём трудилась на стройке. Когда получила диплом инженера-строителя, отправилась в Красноярск. Там устроилась специалистом в управление капитального строительства. Участвовала в возведении оперного театра, гостиницы «Красноярск», спортивного комплекса и других объектов.
Узнав о Богучанской ГЭС, поехала строить город для энергетиков. В девяностые годы вернулась на родину. Работу здесь не нашла, но занялась увлекательным делом.
Откуда корни?
Сначала решила восстановить свою родословную. Ей было интересно, как попали в Псебай её предки, кем они были. Собирала сведения по крупицам в архивах Мостовского, Лабинска, Майкопа, Краснодара. Узнала, что во время заселения Псебая родственники со стороны отца приехали из Задонской губернии, а со стороны матери — из Киевской. Были они государевы крестьяне.
Состыковать факты мешали изменённые фамилии. Раиса Артемьева дважды возвращалась к каждому документу. Например, прадеда по отцовской линии звали Георгий Семёнович Корч, а дед оказался Корчин. В метрической книге он значился и как Иван Георгиевич, и как — Егорович. Отец был Корчин, его двоюродный брат уже Корчинов.
Та же проблема возникла и с родственниками по маминой линии. Одни были Головко, другие Головковы, а предки их значились под фамилией Головатовы.
— В семье моего деда Самуила Головко оказалось два Ивана. Это меня и запутало. Старшего звали Иван, второго — Самуил, третьего — Изот, но близкие звали его Ванюшкой. Я разобралась, когда позже нашла в метрических книгах, записи: «Иван 1 Евдокимович», «Иван 2 Евдокимович».
Дед Самуил и один из его братьев участвовали в первой мировой войне. Дед отморозил ногу, и у него не было ступни. Два маминых брата Фёдор и Иван Головко погибли в годы Великой Отечественной войны. Они были молоды и не успели обзавестись семьями. Фёдор участвовал в Воронежско-Касторненской операции. Его могила находится на границе с Курской областью. Мы туда ездили. Ивана считали без вести пропавшим под Моздоком. Но я узнала, что после ранения он поправился, служил в кавалерии, с боями дошёл до Братиславы, там погиб и похоронен.
Раиса Николаевна долго искала сведения и о родственниках под фамилией Стружечка. В итоге всё-таки отыскала запись и поняла, что предки были Струговщиковы, но позже в одной семье потомки стали Стружечко, в другой — Стружечка.
Кстати, её дед Василий Стружечка похоронен в братской могиле в верхнем парке Псебая. Во время Гражданской войны он пытался увести красноармейцев в горы, но кто-то выдал его. Белогвардейцы зверски замучили проводника, повесили и две недели не разрешали его хоронить.
У Раисы Николаевны получилась большая схема с сотней имён родственников. Пока она разыскивала их, попутно собрала много интересных фактов из истории малой родины. Все материалы объединила в одной книге «Мой Псебай — иду к истокам».
Развивающийся посёлок
После прочтения книги земляки попросили Раису Артемьеву не останавливаться и рассказать о Псебае более позднего периода. Так в свет вышла вторая книга «Мой Псебай вчера, сегодня». В ней автор предлагает совершить небольшое путешествие по улицам посёлка. Она показывает жизнь с разных сторон: работу, отдых, достижения людей.
Из книги можно узнать, как Псебай получил статус посёлка городского типа. В 60-е годы, когда в стране начало бурно развиваться телевидение, в Псебае тоже решили установить телевышку. На совете директоров руководитель леспромхоза Юрий Яковлевич Лекаркин пообещал съездить в Москву и выяснить все детали. В столице ему объяснили, что разрешение на установку телевышки и поставку оборудования дают только городам или посёлкам городского типа. Чтобы Псебай получил такой статус, требовалось выполнить перечень условий. В посёлке должны были функционировать несколько промышленных предприятий, не менее трёх отделений Сбербанка, почтовых отделений, радиоузел и узел связи. Кроме того, необходимо было иметь автобусный парк и транспорт межгородского сообщения, несколько пунктов общепита, две — три школы, не менее трёх кинотеатров, два парка отдыха, аэропорт местных авиалиний.
Поэтому строящийся дворец работников лесной промышленности стал кинотеатром «Россия». Был построен ещё один кинотеатр «Буревестник». Летний кинотеатр «Мир» расположился в верхнем парке. На берегу реки Псебайки появился нижний парк, открылся аэропорт, построили несколько пунктов общепита, в том числе кафе «Встреча» и «Голубой Дунай».
Когда все условия выполнили, на горе Шахан установили телевышку и построили телецентр. В 2020 году устаревшее оборудование заменили на цифровое.
Не многим известно, что раньше в конце Псебая, у самой горы, находился кирпичный завод. Производство состояло из кольцевой печи для обжига четырёх сушильных сараев да примитивного пресса, который приводился в движение лошадьми, идущими по кругу. Модернизация началась с возведения нового здания прессового хозяйства и закупки современного оборудования.
Развивающимся предприятиям района не хватало строительных материалов, а в Псебае был глиняный карьер, лес, гипс. Тогда колхозы, объединившись, на основе паевых взносов в 70-х организовали комбинат строительных материалов.
В 1986 году построили гипсоблочный цех, выпускающий до трёх тысяч штук в смену. Появился большой столярный цех с новым деревообрабатывающим оборудованием. Для обеспечения его древесиной организовали две лесозаготовительные бригады.
На территории завода установили две пилорамы, построили сушильную камеру, а также цех для изготовления потолочной плитки из гипса.
При комбинате был карьер. Дробили его взрывом. Камень использовали в строительстве для фундаментов и для кладки стен. В 1987 году закупили камнерезные станки и стали пилить камень на плитку, использовать её можно было для облицовки стен и укладки тротуаров. Заключили даже договоры с производствами Пятигорска, Мангышлака, Навои на поставку крупных блоков из туфа, ракушечника и розового мрамора.
Количество работников на предприятии составляло около 500 человек. Улучшался и их быт. Комбинат купил новый автобус для перевоза рабочих смен, построил четыре двухквартирных дома в районе верхнего парка. На предприятии установили столовую из четырёх вагонов. В них разместились холодильное оборудование, кладовые продуктов, кухня и обеденный зал на 40 мест. Профсоюзный комитет взрослым выдавал путёвки в санатории и дома отдыха, а детям — в пионерские лагеря.
«Кубаньгеолком» выполнил разведку месторождений в селе Шедок. Запасы белого песка и извести в промышленных масштабах позволяли построить завод по производству силикатного кирпича. Уже начала поступать проектная документация на его строительство, но перестройка перечеркнула все планы.
Материалы об этом и о других интересных фактах автору книги помогли собрать работники архивов и местные жители.
О жизни, любви и дружбе
С детства Раиса Артемьева пыталась сочинять стихи. У неё получались наивные четверостишия. В юности появились новые впечатления, фантазии, мечты и писать стало проще. С годами пришёл опыт, но уже не хватало времени на творчество. Когда Раиса Николаевна жила в Сибири, её стихи публиковали в городской газете. На пенсии темы возникли сами собой.
— О чём пишете?
— О жизни, любви, природе, дружбе. Зачастую меня вдохновляют какие-то слова, фразы, жизненные ситуации, которые происходят в моей жизни или вокруг. Я рассуждаю о том, что беспокоит меня, о чём думаю и чем хочу поделиться.
Раиса Николаевна призналась, что не всегда стихи льются рекой. Иногда их приходится переписывать несколько раз, пока ей не понравится. Так один за другим рождаются новые творения. Когда их набирается достаточно, Раиса Артемьева издаёт сборники. Первый называется «Я услышу», второй — «Два мира». В этом году появился третий — «Непросто жить». Кстати, новый сборник иллюстрировали гимназисты Максим и Виталина Севастьяновы. Раиса Николаевна предложила ребятам почитать стихи и самим выбрать, к каким из них сделать иллюстрации. Яркие рисунки юных художников украсили сборник.
Сотрудничество Раисы Николаевны и работника мостовского ДК Виктора Венца тоже принесло свои плоды. Он написал музыку к стихотворению «Дорога». Эта песня вошла в репертуар вокального трио «Раздолье», которым руководит Виктор Петрович.
Сегодня Раиса Артемьева встречается со школьниками, участвует в различных мероприятиях, общается с местными поэтами и для души занимается творчеством.
Виола Крапивина. Фото автора и из архива Раисы Артемьевой.
Оставить комментарий