Сегодня
29 марта
Валюта
92.61
100.22

Здесь каждому дают крылья

Завтра, 7 ноября, Мостовская школа искусств торжественно отметит своё 40-летие.

 

Школа искусств

 

История первая

 

1 сентября 1975 года мама за ручку привела маленькую Таню Якушеву (девочка тогда пошла во второй класс общеобразовательной школы) в мостовской Дом культуры. Здесь, в концертном зале, проходили прослушивание и отбор в первую в истории посёлка музыкальную школу. Вокруг было много детишек. Очередь к Тане дошла аж в самом конце, так как вызывали всех на сцену по алфавиту. Она спела комиссии песню, простучала заданный ритм и по итогам прослушивания была принята на обучение в музыкальную школу. В этот миг где-то в области высших сфер повернулась стрелка жизненного пути Тани, и тогда, оставив в стороне множество других дорог, жизнь выбрала свою и уверенно покатилась по новым рельсам навстречу судьбе.

Конечно, ничего такого в тот момент девочка не почувствовала, да и не могла. Мы ведь не боги, чтобы знать свою судьбу, и провидцев среди нас немного. А маленькая Таня вообще мало что тогда понимала, в том числе зачем она в музыкальной школе и что от неё все хотят. Долгое время девочка даже думала, что хорошо играть на фортепиано – значит играть громко и быстро.

Все уроки вначале проходили в Доме культуры. Директором музыкальной школы тогда был Эдуард Зима. Под его руководством работали всего-то пять преподавателей, которые вели фортепиано, аккордеон и баян, а также теорию музыки — сольфеджио. С того момента и по сей день в музыкальном строю остался педагог Иван Труфанов. Его то и дело можно увидеть аккомпанирующим различным коллективам на баяне или аккордеоне.

Вскоре музыкальная школа переехала в здание лесокомбината, где сегодня находится соцзащита. Музыканты здесь делили помещения со спортсменами. Потянулись для Тани интересные годы обучения. Вели увлекательные занятия вдохновенные педагоги, устраивали для детишек незабываемые и уютные новогодние утренники, а также другие творческие мероприятия. Ребят возили с концертами по предприятиям, колхозам и другим организациям района. Причём, помимо компактных инструментов, на такие выступления брали и фортепиано. Представляю, как «любили» эти выездные концерты грузчики.

Татьяна ГлубоковаВ 1982 году для Тани Якушевой пришло время выпускаться из музыкальной школы. Но она уже знала, что будет делать дальше. Таня поступила в училище искусств Майкопа и, окончив его, в 1988 году вернулась работать в родную музыкальную школу, которая к тому времени получила статус школы искусств. Теперь девушка снова была рядом с любимыми учителями, но уже в качестве их коллеги.

С того момента прошло 27 лет. За это время Таня, конечно же, вышла замуж, родила детей. Но сегодня её по-прежнему можно найти на любимом рабочем месте — в школе искусств. Здесь все её знают как Татьяну Юрьевну Глубокову. Она учит детишек играть на фортепиано, а также ведёт для малышей из отделения раннего эстетического развития музыкальные уроки.

— В школе искусств всегда были творческие, душевные и очень красивые люди. И сегодня всё так. Мы тут не стареем, — признаётся Татьяна Глубокова.

Да, всё так. С таким же удовольствием, как и 27 лет назад, каждый день ходит Татьяна Юрьевна на работу и очень радуется тому, что вчерашние выпускники теперь приводят на занятия своих детей.

 

История вторая

 

Елена и Алексей Москвитины, приехали в Мостовской в 1978 году из Краснодара по приглашению Эдуарда Пиховкина, который руководил культурной отраслью Мостовского района. Они как раз только отучились в краевом институте культуры.

— Приезжайте, поработайте у нас. Квартиру вам дадим, — уговаривал он.

Для молодой семьи, каковой являлись супруги Москвитины, да ещё и с ребёнком квартира значила много, как, впрочем, и для семей нынешних. Был осенний вечер, когда они впервые оказались в Мостовском. Кроме улицы Красной и отчасти Кооперативной, весь посёлок лежал во тьме.

Елена Москвитина— Я тогда подумала, что авария какая-то случилась, — рассказывает Елена Москвитина.

Но позже выяснилось, что темнота на большинстве улиц – это нормальная обстановка в посёлке. Непривычным было для городских жителей Москвитиных и движение местного общественного транспорта, который ходил только по одному ему известному графику. Также их удивляли коровы, гулявшие на административной площади. Унылый вид имел снаружи Дом культуры, куда устроились на работу в музыкальную школу супруги. Внутри же было холодно, поскольку не все помещения отапливались.

— Тоска, в общем… — подытоживает Алексей Москвитин, а потом добавляет, что жизнь кипела лишь по вечерам на танцполе, который располагался недалеко от ДК. Здесь играла живая музыка, и частенько толпа на толпу выясняла отношения молодёжь из разных районов посёлка.

Некоторый хаос в жизни Мостовского объяснялся тем, что район в то время ещё находился в стадии становления. Но уже с самого приезда в посёлок Москвитины заметили и существенные положительные моменты. Кроме упомянутой квартиры, которую они и правда вскоре получили, Елена Игоревна и Алексей Иванович поразились чистейшей воде из крана, полюбили местную природу и, что особенно важно для нас, свою работу в музыкальной школе.

В то время в музыкальную школу прибывало много новых преподавателей, и она стала расширяться. Появились оркестровое и народное отделения, зазвучали в её стенах скрипка и домра. Помимо музыки, началось обучение рисованию, хореографии, открылся свой театр. И в 1983 году благодаря нововведениям музыкальная школа получила статус детской школы искусств.

— Вообще, появление школ искусств было веянием времени, — объясняет Елена Москвитина. – Идея их состояла в том, чтоб представители разных видов творчества вдохновляли и просвещали друг друга: художники слушали музыку, музыканты смотрели картины, хореографы показывали и тем, и другим свои номера.

Кстати, в 1981 году музыкальная школа переехала из здания лесокомбината в комплекс «Юность».

Елена Москвитина на уроке хора — Мы были молоды, полны творческих сил и задора, — рассказывает Елена Москвитина о том времени, о себе и других преподавателях. – Жизнь бурлила. Проводились академические концерты, праздники и утренники. Мы выезжали на международные конкурсы, ставили спектакли и сами делали к ним декорации, шили костюмы. Особое впечатление, кстати, производили и продолжают производить костюмы Елены Галеевой.

Интересуюсь, трудно ли было школе искусств и преподавателям в девяностые.

— Нам с Алексеем Ивановичем тогда пришлось шить меховые шапки и продавать их на рынке. В общем, и мы, и остальные это время пережили, изощряясь, как могли, — говорит Елена Москвитина.

В 1996 году школа искусств совершила свой последний на данный момент переезд, обосновавшись в бывшем здании райкома партии, где находится и поныне.

В сегодняшнее время, по мнению Елена Москвитиной, работать очень интересно. Появилось много новых возможностей, в том числе и технических, для реализации творческих идей, для развития школы искусств. Современность, конечно, наложила свой особенный отпечаток на нынешних детей. В чём-то они другие, быстрее воспринимают всё вокруг. Но самое главное, что эти дети точно так же, как и предыдущие поколения выпускников школы, так же, как и педагоги, чувствуют, любят и понимают искусство, тянутся к его глубоким классическим истокам, которые бережно хранит и в которые погружает учащихся школа искусств.

— Детские души – самый благодатный материал, из которого при умелом обращении получаются культурные, творческие, интересные, жизнелюбивые личности. Эти души чисты, тянутся к знаниям. И мы в школе искусств стараемся наполнить их всем самым лучшим, раскрыть и развить детские таланты, — говорит Елена Москвитина.

Только сокрушается она, что не удаётся охватить как можно больше детей, и дело тут не в отсутствии желающих. Просто нынешнее здание школы искусств не позволяет вместить всех, кто хочет. И сегодня сложилась такая грустная ситуация, что из трёх ребятишек, подавших заявление на обучение, двое поступают, а один остаётся за культурным бортом.

Елена Москвитина сегодня трудится в школе искусств заместителем директора по организационно-массовой работе, преподаёт вокал и вместе с мужем Алексеем Москвитиным руководит образцовой эстрадной студией «Скерцо», через которую прошло не одно поколение мостовских детей, неизменно радующих жителей района своим талантливым пением.

— Наша школа искусств в 2013 году вошла в сотню лучших школ искусств России. Работать на высоте и с удовольствием нам здесь позволяет атмосфера дружбы и понимания, которая царит в коллективе. А ещё у нас хороший директор, — признаётся Елена Москвитина. – Ирина Геннадьевна Домашенко – женщина современная, интеллигентная, талантливая.

 

История третья

 

Ирина Домашенко— Ура! У нас наконец-то появился ещё один учитель танцев! – обрадовалась хореограф Татьяна Симоненко, впервые увидев в дверях школы искусств статную фигуру Ирины Домашенко. Однако Ирине Геннадьевне пришлось Татьяну Викторовну немного расстроить. Появилась она здесь, чтобы устроиться преподавателем по фортепиано. Произошла эта встреча в сентябре 1991 года. А в Мостовском Ирина Домашенко оказалась незадолго до этого – в декабре 1990 года.

Приехала она сюда из города Усть-Каменогорска, что в Казахстане. Там Ирина с ранних лет играла на фортепиано: сначала в музыкальной школе, а потом и в училище. Она быстро поняла, что без этого инструмента и без музыки не представляет никакой дальнейшей жизни.

Адаптация на новом месте работы – в Мостовской школе искусств – проходила без трудностей. За дело взялись профессионалы — Татьяна Симоненко, Елена Москвитина и многие другие преподаватели помогали Ирине Домашенко влиться в коллектив. Они посвятили её в традиции и уклад школы, научили, как правильно общаться с детьми и их родителями, и во всём другом были примером. Благодаря этому наставничеству, своим рабочим и личным качествам, Ирина Геннадьевна в 2010 году стала директором школы искусств.

Хоть уже 24 года трудится она здесь, но за это время не перестаёт поражаться тому, насколько талантливы дети. Каждый день, слушая пение и игру юных музыкантов, наблюдая номера хореографов, глядя на картины маленьких художников в коридорах школы, педагог ощущает восторг и вдохновение. Не перестают удивлять Ирину Геннадьевну и преподаватели.

— Не так давно пришла к нам в коллектив балалаечница Мария Черкасова, — рассказывает она. – Но сразу взять её в штат не было возможности, да и надо было познакомиться получше, дать испытательный срок. Так вот, трудясь на общественных началах, не зная точно, получит ли она работу, Мария развила такую бурную творческую деятельность, показала себя такой виртуозной исполнительницей, что не принять её к себе мы уже не могли.

— А преподаватель художественных дисциплин Оксана Масленникова?! – продолжает Ирина Геннадьевна. – Я никогда и не думала, что из пластилина можно делать такие вещи, которые творит Оксана Васильевна.

ФантазияНравится Ирине Домашенко, что у коллег всегда много различных творческих планов и идей. Вот Марина Совкова, преподаватель домры, давно мечтала собрать музыкальный коллектив преподавателей. И как только такая возможность появилась (в школу искусств пришли работать молодые педагоги, бывшие её выпускники), она не преминула ею воспользоваться. Теперь коллектив мечты Марины «Фантазия» радует мостовскую публику, а также ездит по конкурсам и собирает награды.

— В школе искусств трудятся только те, кто любит свою работу, — говорит Ирина Домашенко. – Если бы мы отрабатывали дежурное рабочее время с восьми утра и до пяти вечера, а потом равнодушно уходили домой, то ничего бы у нас творческого не получалось. Но когда рождается номер, здесь никто не смотрит на часы, никто не скажет, что ему пора. Забыв обо всём, здесь будут вдохновенно трудиться, пока не получится та красота, которую потом видят на сцене мостовчане.

 

Дмитрий Бунтури. 

Фото автора и предоставлено школой искусств.

 

P.S.

Школа искусств снаружи кажется сумасшедшим музыкальным домом. Из его окон льётся какая-то невообразимая какофония звуков: заходятся в экспрессивном разноголосии сразу несколько фортепиано, поверх этого что-то невпопад пиликают скрипки, пытаются докричаться до случайного слушателя медные духовые. Но внутри всё не так. Здесь царит гармония, а в воздухе чувствуется творческая свобода и лёгкость. Я это знаю, я тут учился. И если меня попросят рассказать о своём детстве, то первыми в голову придут те светлые, необыкновенные ощущения от времени, проведённого в школе искусств, от её интересных, свободных людей. Здесь каждому дают крылья. И даже если потом, после учёбы, ты повесишь их на гвоздь, то всё равно будешь помнить о том высоком творческом полёте, который совершал в стенах школы, и эти воспоминания помогут всегда оставаться человеком.

 

 

 

Опубликовано 6 ноя 2015 | 3 234 просмотров

Оставить комментарий

* Обязательно к заполнению