Сегодня
30 января
Валюта
69.34
75.41

«Училка»: в чём правда и вымысел?

25 ноября в кинотеатре «Мир» прошёл предпремьерный показ фильма «Училка». Первыми оценить новую ленту пригласили педагогов Мостовского района. О сюжетной линии фильма и об отзывах учителей после просмотра полнометражки читайте в материале нашего корреспондента.

 

УчилкаПоказ для первых зрителей, или по-другому превью, началось в 14.20. Прийти вовремя удалось не всем учителям. Некоторые вошли во время киносеанса. Кое-кто не поставил мобильник на беззвучный режим и вынуждал всех смотреть некоторые эпизоды под аккомпанемент телефонной мелодии. Пожалуй, вернёмся к нашим педагогам позже, сейчас перейдём к учителям из фильма.

Квартира преподавателя истории с сорокалетним стажем. Камера «гуляет» по комнатам и знакомит зрителя с хозяйкой скромных апартаментов — Аллой Николаевной. Её роль играет народная артистка России Ирина Купченко. Настолько проникновенно, что даже спустя сутки хочется узнать, как дела у учителя. Может быть, эта искренность, убедительное вживание в роль связаны с тем, что мать актрисы была преподавателем и Ирина с детства видела оборотную сторону медали учительского труда.

Вернёмся к сюжету. Алла Николаевна собирается на работу. По выражению лица, выпитым таблеткам с утра сразу улавливается угнетённое настроение главной героини. Но что же её так тревожит? Что не оставляет в покое? Всё дело в сугубо патриотичном отношении к профессии. Она настоящий педагог с большой буквы. Главное, по её мнению, не столько наполнить головы учеников знаниями, сколько сделать их достойными людьми, сподвигнуть, увлечь, вдохновить. Её в буквальном смысле терзает современный подход к образованию. Она не может свыкнуться с тем, что школа уже не та, что в храм знаний пришли новые образовательные стандарты, которые, как считает Алла Николаевна, только вводят детей в заблуждение, не мотивируют заниматься, а учителей нацеливают прежде всего на чёткое соблюдение бумажных формальностей. «ЕГЭ похоже на «Угадай мелодию», — озвучила в одном из эпизодов главная героиня.

Обо всём этом сама с собой по дороге на работу рассуждала преподаватель. Едва переступив порог, она узнаёт, что её вызывает директор — молодая амбициозная Агнесса Андреевна, которую играет Анна Чурина. Во главу школьного угла она ставит внешние аспекты: чтобы документы были в порядке, чтобы репутация школы оставалась непорочной, чтобы вовремя сдать всю отчётность. Агнесса Андреевна, в прошлом ученица Аллы Николаевны, отчитывает преподавателя истории за то, что та вовремя не сдала документацию, напоследок упрекает её в плохом воспитании дочери. Этот разговор для Аллы Николаевны оказался более чем тяжёлым, а тут ещё и урок у 11-а, который, мягко говоря, не подарок. Перед входом в класс она собирается с силами и духом. В кабинете полнейший хаос: никто даже не обратил внимания на вошедшего учителя истории, а большей половине класса было и вовсе не до этого – на столах телефоны, планшеты, глянцевые журналы. Едва начав урок, Алла Николаевна замечает оскорбительную надпись на доске «училка». Она как ни в чём не бывало стирает это, но написать тему занятия уже не может – руки дрожат. Затем урок истории превращается в сумбур: Алла Николаевна пытается донести до детей знания, ученики с ярым апломбом противостоят ей, порой высказывая едкие фразы по поводу Советского Союза, старого режима, мол, «нам ваша история до лампочки», «зачем изучать это старьё». Урок уже больше напоминает провокацию.

Кульминационной стала сцена, когда один из учеников достаёт пистолет и начинает открыто угрожать учителю. Алла Николаевна оказывается не из робкого десятка, хватает оружие и вступает в схватку с учеником. Раздаётся выстрел, женщина, будто не в себе, озирается назад с пистолетом в руках. Подросток какое-то время остаётся неподвижным. Вскоре выяснится, что он отделался раной руки. Озлобленная Алла Николаевна решает на несколько часов взять своих подопечных в плен. Распоряжается сдать в мусорную корзину все телефоны, подпереть партой входную дверь, открыть учебники и готовиться к ответам у доски. Стоит гробовая тишина, в отличие от той полифонии звуков, когда учитель только появился в классе. Вначале 11-а отказывается воспринимать палочную дисциплину. Было несколько попыток к бегству, но они не увенчались успехом. Преподаватель успокаивает своих учеников, говоря, что когда все ответят у доски на заданные темы, пленники окажутся на свободе. После явного протеста, открытых угроз и оскорблений дети мало-помалу начинают осознавать, что деваться им некуда и лучше подчиниться обезумевшей «училке».

В фильме сквозной линией проходит проблема искажения ценностей у молодёжи. Подрастающее поколение озабочено брендами и прочими внешними атрибутами успешной жизни, совершенно не заботясь о своём личностном развитии, интеллекте, душевной чистоте. Это подтверждают слова вооружённого, доведённого до отчаяния учителя: «Вы все уроды, которые даже не пытаются стать людьми». В ответ ей сыплются откровенные оскорбления и даже указания, куда идти.

В кинокартине также затронута тема авторитета учителя. Дети могут сутками «сидеть» в интернете, где черпают искажённую информацию. В итоге знания поверхностные, ученики самоуверенные, могут спорить только на дилетантском уровне и то, апеллируя вырванными из контекста фразами.

— Какая вам разница, знаем мы историю или нет? Мы граждане свободной страны и сами вправе выбирать, — резюмируют одиннадцатиклассники.

— Моя задача — наполнить вас знаниями, и если мне это удастся, тогда я буду считать, что свою задачу выполнила. А что вы можете решать, неучи? Вы чепуха, которая желает кушать, какать и размножаться, — вспылила Алла Николаевна и уже со слезами на глазах продолжила: – Мой отец подорвался на мине, мой дед отдал жизнь на войне, я не дам обесценить их подвиг.

Затем происходит поворотный момент, и пистолет, если можно так выразиться, «путешествует». Его перехватывает то один, то другой, нацеливается дулом на класс и высказывает своё, наболевшее. Отличница по прозвищу Зубрила выступила с настоящей исповедью: «Изо дня в день я сижу здесь с дебилами… Моя мама вынуждена работать на трёх работах, чтобы дать мне образование. Почему вы забираете то время, которое преподаватель мог бы дать мне? Почему вы отбираете часы знаний и отнимаете часы жизни
у педагогов?». В этом своеобразном квесте многие проявили себя с новой стороны, раскрыли характер. Когда же страсти улеглись, дети решили, что лучше всего ответить у доски и закончить этот напряжённый урок истории.

И вот наступает тот долгожданный для Аллы Николаевны момент: ребята один за одним выходят к доске, отвечают. Видно, что стараются, думают.

В это время вся школа на ушах, руководство решило, что класс захватили террористы, под воротами уже дежурят родители, спецназ и пресса. Чем закончился этот напряжённый урок, мы не будем писать, чтобы не раскрывать все карты «Училки». Скажем лишь, что под конец фильма ребята осознали свою вину, поняли, что учитель желает им добра. И что за это им по силам отплатить если не старанием, то хотя бы уважением. Алла Николаевна взяла свои слова обратно и заключила: «Вы, оказывается, умные, вы талантливые. Я наблюдала за вами, вашими лицами, слушала ваши ответы и увидела, что вы всё-таки думающие, что из вас получилась бы хорошая команда».

Финал фильма сопровождали всхлипывания в зале. Значит, задело. Фильм, по замыслу режиссёров, рассчитан на мыслящего зрителя. Интересно, что думают о киноленте педагоги района? После просмотра к ним обратился директор кинотеатра «Мир» Сергей Ермолаев:

— Спасибо всем, кто не ушёл, досмотрел до конца, мы ждём ваших откликов, ваших предложений – надо или не надо показывать этот фильм детям.

Узнать мнение педагогов по этому поводу после сеанса нам, к сожалению, не удалось. Из десяти опрошенных педагогов несколько одарили только взглядами, не соизволив даже остановиться. На вопрос, как вы думаете, нужно ли показывать этот фильм школьникам, удалось «выхватить» лишь два ответа «нет». И то они прозвучали настолько пренебрежительно, как будто газета «Предгорье» — это режиссёр фильма и мы решили опорочить образ учителя. На просьбу обосновать свой ответ мостовские педагоги решили не утруждать себя выступлениями. А нам, кстати, и не надо было пламенных речей. Не оставаться безразличным к человеку, который к тебе обращается, — не этому ли учат в школах? Ну да ладно. Может быть, у наших педагогов, как в фильме, тоже сейчас переаттестация? Ситуацию попытался исправить директор кинотеатра Сергей Ермолаев:

— Насколько я понял после сеанса, отзывы неоднозначные. Я считаю, что такие фильмы надо показывать, но к ним нужно готовить детей на классном часе. Они не должны сюда приходить за попкорном или потому что их заставили. Урок истории был преподнесён всем. Мне фильм понравился.

Он также сообщил, что буквально в день превью изменился возрастной ценз. Министерство культуры поставило ограничение не 12+, как это осталось на многих афишах, а 16+.

На следующий день после показа фильма в нашу редакцию заглянул по поводу подписки на второе полугодие директор школы № 23 посёлка Узлового Ерем Налбандян. Как оказалось, он тоже был тогда в зале, но его ни о чём не спросили. И вот какой диалог состоялся в этот раз:

— Вам понравился фильм?

— Нет.

— Почему?

— Я не верю в то, что дети за два часа осознали, что они вели себя неправильно. Это невозможно. Да и игра актёров слабоватая была, дети были неубедительными. Не зацепила игра именно детей. Я понял, что хотели донести режиссёры, но они это не донесли. И в школах не творится такой бред уже давно. В 90-х, может быть, было.

— Вы, скорее, про детей своего посёлка говорите. В крупных городах дети другие да и обстановка в школе тоже.

— Я даже не про детей. Вот, например, показали директора, как будто она вообще ни в чём не разбирается, как будто ничего не понимает.

— Понятно, что многие моменты в фильме показаны в гротескной форме, но лично я много увидела из современности. Например, то, чтобы в первую очередь бумажки были в порядке, чтобы лоск, блеск был в школе, а то, как преподаётся, получается на втором плане. Это моё мнение, я вам его не навязываю.

— Я согласен, бывают разные учителя. Но такое, чтобы охранник был пьяный, представить невозможно. То, что есть бабушки, которые говорят, что в школе деньги дерут, это правда, это есть.

— А такие, как Алла Николаевна, есть ещё такие учителя?

— Да, ещё есть.

— Чего ожидали от картины?

— Ничего … С таким названием. Я не думаю, что у этого фильма будет большой кассовый сбор.

— Что могли бы пожелать режиссёрам, которые будут снимать фильмы с подобной идеей, с подобными замыслами?

— Поработать годика два в школе, а потом уже снимать.

 

Мария Давыдова.

Опубликовано 1 дек 2015 | 2 655 просмотров

Оставить комментарий

* Обязательно к заполнению