Сегодня
1 февраля
Валюта
69.34
75.41

Скифские курганы

Наш постоянный автор Владимир Ассовский продолжает знакомить читателей газеты «Предгорье» с достопримечательностями района и в этот раз приводит неоспоримые доказательства существования скифов на мостовской земле

 

Скифский курганПервые упоминания о скифах содержат ассирийские клинописные тексты. О них говорили также и античные авторы, например Геродот. Слово «скиф» историки связывают с германским словом скут (scut) – «стрелок из лука», а затем уже этот термин позаимствовали греки. О том, что скифы были прекрасными лучниками, свидетельствуют найденные в скифских курганах колчаны со стрелами, снабжёнными бронзовыми наконечниками. Вступив на историческую арену как сильный племенной союз, скифы стали вести активную внешнюю политику, предпринимая крупные военные походы. Исследователями установлено, что примерно в VIII веке до нашей эры маршруты военных походов привели скифов на Центральный и Западный Кавказ. Ими здесь было создано сильное рабовладельческое государство с мощной армией, ядро которой составляли, естественно, лучники. Но не только военным промыслом занимались скифы. У них было развито также скотоводство, земледелие, обработка металлов и торговля.

Вот, видимо, в то время, когда они пришли на Кавказ, ими была занята территория нашего региона, примерно от посёлка Псебай до станицы Ярославской. С предгорий Мостовского района скифы-кочевники совершали свои походы в Переднюю Азию, Закавказье, Западный Кавказ, пользуясь перевалами Главного Кавказского хребта, в том числе и нашими — Аишха и Псеашхо.

Неоспоримым доказательством пребывания в Мостовском районе скифов является большое количество курганов, культовых сооружений. Они стали, пожалуй, одной из характерных черт пейзажей нашей местности. Их и сейчас можно встретить в станицах Андрюки, Бесленеевской, Костромской, Ярославской, Махошевской, в посёлках Псебай, Мостовском, в хуторе Красный Кут и в селе Шедок. Эти курганы-могильники всё ещё ждут своих исследователей и, возможно, смогут приоткрыть завесу таинственности этого древнего народа.

Обычай обозначать могилу земляной или каменной насыпью существует давно и у многих народов. Была она и у скифов. Их курганы отличались тем, что чаще всего располагались по долинам рек, хотя бесленеевские и краснокутские расположены на безводных холмах. Некоторые из них сейчас едва заметны на местности, другие поднимаются конусовидной или полушаровидной горой высотой до 20 метров. Возведение мостовских курганов полностью относится ко времени процветания Скифского царства, и эта традиция у них продолжалась вплоть до средних веков. Есть курганы, представляющие собой коллективные захоронения. Они выделяются среди прочих большим размером. Имеются культовые насыпи, в которых обнаружены отдельные могилы, а их высота зависит от степени богатства и знатности усопшего. В некоторых курганах, кроме погребённых воинов, были ритуально захоронены в распластанном виде лошади и собаки.

При раскопках, проводимых археологами в нашем районе, выявлено большое количество скифских артефактов. По мнению учёных-историков, у скифов тотемным животным считался олень. Культ оленей, видимо, играл значительную роль в скифской среде, чем объясняется распространённость оленьих мотивов в их изобразительном искусстве. Это лишний раз подтвердилось при вскрытии одного из курганов в районе станицы Костромской. Здесь был обнаружен чеканный из толстой золотой пластины олень. Он, возможно, служил украшением щита. Это животное изображено с подогнутыми ногами, голова его вытянута вперёд. Огромные, во всю длину тела, рога, лежащие на спине, представлены в виде непрерывного ряда завитков. На мостовской земле найдены другие скифские вещи: золотое блюдо, бронзовые ножи, наконечники копий и стрел, фрагменты конной упряжи, различные женские украшения, а также множество предметов из железа периода, когда бронза уже переставала соперничать с этим металлом. Такие находки говорят о том, что скифам полюбилась живописная территория нашей малой родины, раз они её выбрали для проживания.

В результате тесных экономических, а затем и культурных связей скифов с народами Кавказа, а также европейскими античными городами и даже с Китаем происходило взаимообогащение культур. Скифы внесли свой огромный вклад в сокровищницу мировой культуры, пополнив её элементами своего собственного искусства. Этот факт засвидетельствован артефактами, найденными на мостовской земле. Скифские бронзовые зеркала изготовлены по технологиям подражания китайской эпохи хань. А Геродот писал о том, что скифы почти тридцать лет владели всей Азией.

В нашем районе скифы оставили не только захоронения-курганы, но и каменные памятники в виде петроглифов. Так, например, в районе кордона Черноречье имеется наскальное изображение оленя с ветвистыми рогами. Это наводит на мысль, что горные тропы Кавказа были для скифов проторенной дорогой. А изображение на их пути тотемного животного — оленя — оберегало их во время походов.

Культовые сооружения окрестностей посёлка Никитино, горы Шапка, лагеря Холодного и других мест нашего региона являются таинственными посланиями той древней и ещё до конца не исследованной загадочной цивилизации скифов.

 

 

Справка «Предгорья»

 

Скифы – древний народ, живший с первого тысячелетия до нашей эры по четвёртый век нашей эры. Скифские племена составили целую эпоху в истории. Они сыграли огромную роль в общественном развитии древних племён на колоссальных пространствах Восточной Европы, Азии. Ими была покорена и территория Кавказа вплоть до Дона, включая бассейн реки Малая Лаба. Скифы появились на исторической арене как раз в тот период, когда было освоено и получило большое распространение железо, но бронза ещё не хотела уступать своих позиций. Вторым важным процессом скифского времени являлось возникновение кочевого скотоводства, которое развивалось из пастушеского.

 

Опубликовано 28 янв 2016 | 6 432 просмотров

Оставить комментарий

* Обязательно к заполнению