Сегодня
23 апреля
Валюта
93.44
99.58

Пьянству — бой!

Кто не помнит этот боевито-залихватский клич ещё советских времён?.. Увы, он не утратил своей острой актуальности и в наше время, с той лишь разницей, что поголовное спаивание населения теперь осуществляется не столько с помощью государства, сколько по инициативе хапучих производителей зелёного змия нередко весьма сомнительного качества, наваривающих на своём зелье баснословные барыши…

 

ПьянствоАлкоголизм рассматривается в настоящее время как подлинно национальное бедствие. От отравления алкогольной продукцией в России ежегодно умирает более 23 тысяч человек, а от болезней, связанных со злоупотреблением алкоголем, — более 75 тысяч человек в год. Достаточно сказать: по данным статистики, более 50 % продаваемой нынче алкогольной продукции является подпольным фальсификатом, причём зачастую содержащим опасные для жизни ядохимикаты. Так что, встречая грядущий многодневный праздник Нового года, дорогой читатель, не спешите его отмечать, безоглядно доверяясь дешёвой цене и яркой зазывной этикетке на бутылке…

Результатом алкогольной сверхсмертности является и демографический кризис. Пьянство остаётся главной причиной высокого уровня насилия, преступности, убийств, роста числа самоубийств и инвалидностей. В целом можно констатировать, что это социальное зло продолжает быть одной из причин, серьёзно тормозящих развитие страны.

Президент РФ В.В. Путин поставил перед правительством, властными чиновниками и депутатами всех уровней ответственную задачу – реально усилить борьбу с алкоголизацией общества. Выделены три основные проблемы, которые достались нам в наследство от 90-х годов и привели к обострению ситуации употребления спиртного населением: это шаговая, временная и ценовая доступность алкоголя.

Чтобы снизить временную доступность крепкого алкоголя, ещё в 2010 году повсеместно введён запрет на продажу спиртного крепостью более 15 % с 21 часа вечера до 10 часов утра. Как показала практика, данные меры позволили ограничить так называемое стихийное потребление алкоголя, что, кстати, положительно сказалось на снижении показателей уличной и подростковой преступности, уменьшилось число нарушений общественного порядка.

В дальнейшем Государственная дума приравняла пиво к алкоголю. Кроме того, ограничены места продажи алкоголя: его запрещено продавать в детских, образовательных и медицинских учреждениях, в организациях культуры и спорта, а также во время проведения культурно-массовых мероприятий с участием несовершеннолетних. Общественное мнение всех регионов России показало, что нет никаких сомнений в идеологии документа, поскольку во главу угла ставится здоровье подрастающего поколения.

Суть дополнительных мер в том, что они являются ответом на действия недобросовестного бизнеса. В связи с ужесточением запретов по розничной продаже алкогольной продукции в вечернее и ночное время возросла продажа алкоголя в разнообразных организациях общественного питания, что в итоге повлекло за собой открытие так называемых «рюмочных» (в народе их метко назвали «забегаловками»).

Граждане покупают алкогольные напитки в подобных псевдо-закусочных «на вынос» и употребляют их в непосредственной близости от места продажи во дворах и подъездах домов, иных общественных местах. Продаваемые алкогольные напитки зачастую не соответствуют элементарным требованиям, предъявляемым к качеству данной продукции.

По мнению квалифицированных экспертных комиссий, созданных в регионах России с целью подготовки «антирюмочного» закона на местах, основной проблемой распространения спиртного в ночные часы является деятельность различного рода «рюмочных» и «магазинов-кафе».

Чтобы пресечь этот негатив, законодательным путём введены дополнительные ограничения розничной продажи алкогольной продукции на территориях краёв и областей в соответствии с положениями федерального законодательства. Принятый документ стал ещё и следствием многочисленных обращений граждан, возмущённых деятельностью недобросовестного бизнеса.

Помимо вышеуказанного действующего ограничения по времени, вводится целый ряд специальных условий для организаций и индивидуальных предпринимателей, оказывающих услуги общественного питания. Они касаются наличия в помещениях для розничной торговли алкоголем освещения, водоснабжения, канализации и т.п., запрета торговли «на вынос». По сути, необходимо не просто ограничить, а сделать употребление алкоголя более цивилизованным. Речь идёт о достаточно тонком механизме правового регулирования сферы общественного питания, и культура пития тут должна занимать далеко не последнее место.

Разумеется, добросовестный бизнес от принятия закона ни в коей мере не пострадает. Что, кстати, доказывает опыт принятия подобных документов в целом ряде субъектов РФ.

Не секрет, что предусмотренные законами жёсткие нормы и ограничения не всегда реализуются в должной мере, и тогда идут нарекания на то, что, дескать, закон не работает. Для законов, содержащих запретительные или ограничивающие нормы, принципиально важны чётко прописанные механизмы контроля, неотвратимость наказания для нарушителей, то есть всё, что включает в себя понятие администрирования.

Не менее значимо и системное сопровождение, изучение жизненных ситуаций, правовых моментов, обусловленных законом (на профессиональном языке законодателей – мониторинг правоприменительной практики). Значительно усиливается роль средств массовой информации, как центральных, так и региональных, которые призваны указывать на отдельные недоработки и недостаток контроля за исполнением законов.

Эффективная работа законов во многом зависит и от действий местных властей, дружинников, общественности, просто неравнодушных граждан. Полиция (а её работа здесь определяет очень и очень многое) должна считать одной из приоритетных задач активное пресечение распития алкоголя в общественных местах, постоянный контроль за продажей и покупкой спиртного, строгое соблюдение предприятиями торговли введённых ограничений.

Уже сейчас, согласитесь, гораздо меньше во дворах и на улицах стало молодых компаний, которые, не стесняясь, пьют пиво прямо «из горлышка». Граждане говорят, что после того, как перестали продавать пиво в киосках, ночью можно спокойно окно на улицу открыть.

Конечно, надо и далее решительно продолжать политику вытеснения алкоголя с улиц. Если же говорить о стратегии ограничения розницы крепкого алкоголя, то необходимо постепенно «уводить» торговлю им в специализированные магазины, как это сделано, например, в Финляндии, повсеместно вести просветительскую работу (особенно с молодёжью) о вреде употребления алкоголя. А чтобы на полки магазинов не попадал сомнительный подпольный товар, необходим предельно жёсткий контроль за качеством спиртосодержащих изделий и введение строгой ответственности, вплоть до уголовной, за изготовление и реализацию опасной для здоровья алкогольной продукции.

 

Владимир Юдин, депутат Законодательного собрания Тверской области.

 

 

Опубликовано 17 дек 2015 | 2 711 просмотров

Оставить комментарий

* Обязательно к заполнению