Олег Никандров: «Жизнь вращается, как колесо»

В этом году мировому велоспорту исполнилось 150 лет. Методист-инструктор спортивной школы «Триумф», мастер спорта Советского Союза Олег Никандров рассказывает о состоянии дел в велоспорте России и района,  а также о себе.

 

Олег Никандров. Фото: Арсений Южный

 

Ему 67 лет, велоспортом Никандров занимается полвека, из них почти 35 лет тренирует молодёжь. К 16-летию ему подарили велосипед, и это стало первым шагом к тому, чтобы жизнь пошла по новому руслу.

В то время велосипед для многих мальчишек был несбыточной мечтой. А поскольку Урал в советское время являлся кузницей легкоатлетов, велосипедистов и мастеров в других видах спорта, быть спортсменом считалось престижным, Олег записался в велосипедную секцию. И пошло-поехало. Тренировки, разъезды, соревнования… Новая жизнь закрутила, завертела. Велоспорт – занятие не только для юношей и девушек, но и для взрослых людей. Здесь очень важен опыт, приобретённые навыки езды на велосипеде, другие нюансы, поэтому пика своей карьеры многие велогонщики могут достигать и в двадцать, и в тридцать, и даже в сорок лет. Вот и Никандров выступал в различных соревнованиях более пятнадцати лет, а в 32 года завершил спортивную карьеру и перешёл на тренерскую работу.

— Олег Васильевич, вы в велоспорте уже половину века, имеете много наград. Скажите, что изменилось за это время?

— Да, у меня есть звание мастера спорта Советского Союза, я не раз и не два бывал победителем и призёром соревнований союзного уровня, 35 лет тренирую молодёжь, поэтому всю эту кухню хорошо знаю. Главное отличие в спорте советского периода и нынешнего – массовость. Сейчас всё очень сложно. Возьмём тот же велоспорт. В Мостовском районе его пытаются развивать, сюда с Урала приехали опытные тренеры, позвали на помощь и меня. Но здесь совершенно нет материальной базы. Всего восемь велосипедов, которые соответствуют уровню соревнований. Приобрести мы их не можем – на спорт выделяются крохи, а для детей, желающих заниматься велоспортом, особенно маунтинбайком – это дорогое удовольствие, ведь надо приобретать горный велосипед за свой счёт. Другое отличие – раньше тренер занимался повышением мастерства своих воспитанников, а за матчасть, организацию поездки и другие моменты отвечали соответствующие люди. Сейчас же это перекинули на тренера, видимо, для экономии. И такое практикуется по всей стране, за исключением двух столиц и отдельных частных центров. То есть на тренере огромная ответственность, при этом зарплата у него смехотворная. Это уже почти три десятка лет – и никаких изменений к лучшему. Так мы никогда не достигнем ни массовости, ни престижности этого вида спорта, ни побед в международных соревнованиях за счёт воспитанников глубинки. А ведь ни в Москве, ни в Питере нет таких возможностей, созданных самой природой, как, например, в Псебае, для развития маунтинбайка.

— А как вы оказались в Псебае?

— Здесь несколько лет работал мой сын, создал секцию маунтинбайка вместе с двумя другими тренерами. Четыре года назад позвал на помощь и меня. Я как раз завершил работу в Краснодаре. Переселился в Псебай и продолжил на новом месте. Сейчас я методист-инструктор. Мне нравится местность, стараюсь почаще выбираться в горы, как только есть возможность. Иду рано утром, когда прохладно и легче подниматься. Облазил уже всю округу. Интересно же! Помогает привычка держать себя в форме.

— Вы с велоспортом полвека и даже ещё один год. Это увлечение всей вашей жизни. Любите горы, как видно. Но ведь есть, наверное, и другие интересы?

— Вы знаете, я всё это время девять месяцев в году проводил вне дома, в разъездах, командировках. Жизнь вращается как колесо, привык ездить на машине, к цыганской жизни. Можно сказать, что я автопутешественник. Проехать тысячу-другую километров и сейчас для меня не проблема. Я побывал во многих местах нашей страны, исколесил Европу, почувствовал разницу – там совершенно другой мир. Приведу пример. Когда я спрашивал дорогу в Польше у местного жителя, опасаясь, что заеду в тупик, мне сказали, что у них нет дорог в никуда, отовсюду можно выехать. Действительно, дорожная инфраструктура в Европе настолько развита, что грунтовой дороги не увидишь, а рядом с автотрассами практически везде проложены дорожки для велосипедистов: каждому – свой путь. Если проводятся какие-то соревнования на трассе, то об этом знают заранее, автомобилисты подбирают другие пути. То есть даже перекрывать движение не требуется, все эти вопросы регулируются на уровне гражданского самосознания. У них даже каждое дерево записано в каталог и пронумеровано! И в населённых пунктах все строго правила соблюдают, там огромные штрафы за самое небольшое превышение скорости, никто не лихачит. Во всяком случае, я ни разу с этим не сталкивался. Культура вождения просто образцовая.

— Как думаете, будет ли у нас такое?

— Думаю, нескоро, но будет, если к этому стремиться. Иначе жизнь простых россиян так и останется неустроенной. И спорт в нашей стране будет лишён корней. А нет корней – нет и листьев.

 

 

Арсений Южный.

Опубликовано 31.08.2018 г. | 171 views

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости

Парни, вернитесь!Парни, вернитесь!

Военным следственным отделом по Армавирскому гарнизону разыскиваются военнослужащие, самостоятельно покинувшие воинские части.

Где ждать отключений электроэнергии?Где ждать отключений электроэнергии?

Лабинские электросети представили план отключений электроэнергии в Мостовском районе на ближайшие дни.

Галерея

Опрос

Извините, но сейчас нет голосований.

Сервисы

Наши партнеры