Сегодня
8 февраля
Валюта
70.38
76.73

Мостовчанин, который открывает дорогу к звёздам

Более полувека назад на околоземную орбиту был выведен первый в мире искусственный спутник Земли. Российские учёные открыли космическую эру в истории человечества и параллельно предопределили судьбу мостовчанина Владимира Муркина. На днях он наведался в родной посёлок Мостовской и рассказал нашему корреспонденту о своей космической судьбе.

 

Первый во всём мире

 

Владимир Муркин (м)Беседа с нашим героем стала для меня своего рода погружением в межгалактическое пространство. В путешествие я отправилась с командиром корабля (так с вашего позволения, дорогие читатели, назову своего собеседника) Владимиром Александровичем. Теперь приглашаю вас на борт космического судна «Судьба Муркина». Вас приветствует экипаж в составе любопытного журналиста и нашего героя, у которого линия жизни сопряжена с загадками Вселенной. Приготовились! Пое-ехали!!!

В 1964 году маленький Володя пошёл в школу №1 посёлка Мостовского (раньше она была 59-я). Окончил 10 классов и выпорхнул из стен родной альма-матер в Харьковский авиационный институт. Удалось «не пролететь как фанере над Парижем». Поступил. Факультет выбрал самый «инопланетный» по тем временам — «Жидкостные ракетные двигатели». Почему именно так сошлись звёзды его судьбы?

— Я родился в 1957 году, когда запустили первый искусственный спутник Земли. Представляешь, это был ПЕРВЫЙ запуск ВО ВСЁМ МИРЕ! Мы стали первыми в космосе. Это был прорыв! Ведь космос считался чем-то неизведанным, таинственным, скрытым от народа. Меня это волновало и увлекало. А все остальные профессии не вызывали во мне такого интереса. Они были доступными. Снималось много фильмов про сталеваров, шофёров, к примеру. А кто что знал о межгалактическом мироздании? Ничего неизвестно было и о Гагарине. Всё держалось в большом секрете.

Сейчас же, без преувеличения говоря, наступила золотая эра космических открытий.

Мощные телескопы, гиперсовременные корабли более чем когда-либо помогают раздвинуть рамки нашего представления о небесном пространстве. В документальном фильме ВВС «Загадки космоса. Расширение Вселенной» говорится, что «ещё в начале XX века Вселенная представлялась нам намного меньше, чем есть на самом деле. Её границы, по тем узким познаниям, сводились к масштабам одной-единственной нашей галактики Млечный путь (Земля, Солнечная система, отдельные звёзды, видимые невооружённым глазом). Теперь-то мы знаем, что за пределами родного Млечного пути есть миллиарды(!) других галактик, каждая из которых содержит сотни миллиардов звёзд». А это поистине безбрежный океан пространства и времени.

Прорубать окно в бездонное космическое пространство мостовчанин Владимир Муркин помогает вот уже 36 лет.

 

Через тернии к звёздам

 

И мы продолжаем наше путешествие по орбите жизни Владимира Муркина. Следующая остановка «Карьера». Наш герой пришёл в НИИМаш (научно-исследовательский институт машиностроения) за шесть месяцев до окончания института, когда ему было 22 года. Начинал с должности испытателя-лаборанта низшего разряда. Стал инженером-конструктором. Затем взял курс на повышение, и теперь он начальник отдела обеспечения экспериментальной отработки и эксплуатации образцов ракетной техники.

Космический корабль "СОЮЗ"— Я работаю в научно-исследовательском институте машиностроения, — рассказывает Владимир. — Предприятие находится в городе Нижняя Салда Свердловской области и является ведущим в российской ракетно-космической отрасли, в области создания и изготовления ракетных двигателей малой тяги для управления полётом космических аппаратов различного назначения. Конкретно, моя задача – обеспечение экспериментальной отработки, сопровождение в эксплуатации на заводах-изготовителях. Я конструктор – пишу программы, методики, инструкции по испытанию двигателей.

— На момент моего выпуска, в 1979 году, к нам приехали специалисты НИИМаша и сказали: «Есть работа, связанная с космосом, поехали, будет интересно». Я и поехал. Диплом защищал в стенах предприятия. Туда приезжала госкомиссия. НИИМаш включает в себя конструкторское бюро, производство по изготовлению, испытательную базу. Мы все рвались в КБ (конструкторское бюро), – продолжает Владимир Муркин, всё время делая акцент на том, что не он лично запускает ракеты и что это не только его заслуга.

— Но так или иначе полёты космических аппаратов не могут обойтись без вас. Ведь испытать двигатель, который отправит в дальний путь ракету, – это, извините, не бумажный самолётик запустить, – намекаю собеседнику на излишнюю скромность и пытаюсь узнать больше подводных камней его космической биографии. – А вам было страшно осознавать масштаб ответственности?

— Мне было бы страшно варить борщ на 1000 человек (улыбается). А здесь лишней суете не место. Да и потом, предприятие было молодое. Мы – ровесники отрасли. Нам, если хотите, приходилось шаг за шагом прокладывать путь к современным достижениям. Я тогда попал на огромный испытательный стенд, который создавался для экспериментальной отработки двигателя по программе «Энергия-Буран», имеющей отношение к известному космическому аппарату «Буран», напоминающему по внешнему виду сверхзвуковой самолёт. Вся эта техника на грани фантастики, огромные сферические хранилища криогенного топлива создавали ощущение, как будто бы я попал на какой-то космодром.

 

Корабль проводить – не поле перейти

 

Сейчас для Владимира Байконур и Плесецк как второй дом. В его обязанности входит также сопровождение испытанной продукции на космических полигонах. У неискушённого наблюдателя от таких зрелищ могут без преувеличения искры из глаз посыпаться.

— На космодроме Плесецк я присутствовал при запусках ракетоносителя «Союз» и трёх аппаратов «Молния». Примерно 35 объектов на моих глазах улетело с Байконура. Иногда смотрел за взлётами на расстоянии двух километров, хотя положено более 15 километров. Это такой рёв!!! Описать словами невозможно. Идёт мощная низкочастотная вибрация. Глохнешь просто. Такое ощущение, что земля раскалывается на части.

Запуск корабля "Союз"Тем временем на нашем борту всё спокойно. Прямо по курсу – шпроты. Что? Шпроты?! В космосе? Отбой панике. «Шпротами в банке» наш командир называет бесчисленное множество спутников, которые обеспечивают нам сотовую связь, телевидение, фиксируют геологические данные Земли и даже служат нам векторами (спутники системы ГЛОНАСС). Мало кто задумывается, что они «висят» на высоте 35 000 километров от Земли. Взмыть на такое расстояние им как раз и помогают жидкостные ракетные двигатели малой тяги. Космические же корабли отправляются в плавание на высоту 200 километров.

— Какие известные космические аппараты вы обслуживаете?

— Предприятие помогает выйти в открытый космос таким кораблям, как «Союз» и «Прогресс». «Союз» – это пилотируемое судно. На нём отправляются в полёты космонавты. Грузовой корабль «Прогресс» доставляет на орбиту различное оборудование. Наши двигатели, кроме как таковых полётов, также обеспечивают причаливание аппаратов, ориентацию, торможение, в том числе и модулей МКС «Заря» и «Звезда»

 

«Звёздность» не красит человека

 

Мы приближаемся к плеяде успехов командира корабля «Судьба Муркина». Он поспешил подметить, мол, звёзд с неба не хватал. Встретив мой пристальный взгляд, продолжил:

— Ну, не хочу я выпячивать себя. Награды Роскосмоса есть. Самая памятная для меня – медаль ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени. Её я получил в 1996 году за участие в разработке и внедрении двигателя третьего поколения. Иными словами, высокоэкономичного двигателя для российских космических кораблей. Всего ведь не расскажешь – мы работаем с документацией различной степени секретности, — заключил Владимир и многозначительно посмотрел на меня.

Что ж, всё предельно ясно: гостайна. Однако то, что сейчас кажется до крайности банальным, раньше тоже было засекреченным. Так что, возможно, мы продолжим историю Муркина в одном из выпусков «Предгорья» где-то в 3015 году.

Нам пора приземляться. Идём на снижение. Постойте, что это там белеет вдалеке? Не может быть. Жизнь! В космосе?!

Считанные дни назад мир облетела новость о возможности приспособить для жизни спутник Сатурна Энцелад. Как сообщил Первый канал, учёные сошлись во мнении, что более пригодного места для жизни в Солнечной системе, не считая нашей планеты, не найти.

Как знать, возможно, уже скоро наш земляк начнёт испытания нового двигателя, на который будет возложена миссия вселенского масштаба – высадить на Энцелад первых земных переселенцев.

 

Мария Давыдова.
Фото предоставлено Владимиром Муркиным, а также взято из Интернета

 

Опубликовано 22 окт 2015 | 2 295 просмотров

1 комментарий

Шамиль Талыпов:

Прекрасная статья. С Владимиром Александровичем мне посчастливилось поработать в одном отделе 12 лет, с момента его начала карьеры в институте. Это были мои лучшие годы в жизни. Володя грамотный инженер, честный, порядочный, с тонким чувством юмора человек. Жаль, что мы общаемся только 12 апреля, уже в течении 30 лет.

Оставить комментарий

* Обязательно к заполнению