Сегодня
29 января
Валюта
69.34
75.41

Кукольные истории Ольги Сналиной

Мостовский район не перестаёт удивлять своими мастерицами. С одной из них мы познакомились на форуме ТОСов, который проходил в станице Владимирской Лабинского района. Ольга Сналина – заведующая народной мастерской переправненского Дома культуры. Она учит детей и взрослых делать обереговых кукол.

 

Ольга СналинаКуклами рукодельница занимается с детства. Так как магазинных игрушек у маленькой Ольги не было, приходилось мастерить кукол своими руками. Назывались они игровыми. Во времена древней Руси девочки учились шить, вышивать именно на этих куклах. При изготовлении игровой куклы полёт фантазии практически не ограничен – можно шить самые разные наряды, украшать вышивкой, тесёмочками, кружевом. Есть так называемая батецкая парочка – образовательная кукла для подростков. Делалась она мужской или женской, таким образом подростки узнавали строение тела. А груднички играли с куклой на ложке. После обеда мать доставала лоскутки, делала куклу, давала ребёнку в колыбельку. Малыш играл с ней и засыпал. Потом ложка доставалась и использовалась по назначению.

Серьёзное увлечение обереговой куклой у Ольги началось шесть лет назад, после семинара мастеров-кукольников Марины Мишиной из Санкт-Петербурга и Ирины Агаевой из станицы Павловской.

— Обереговая кукла несёт в себе глубокий смысл, традиции из древней Руси. Раньше все этапы жизни человека, от рождения и до смерти, проходили через куклу, — рассказывает мастерица. – Например, кукла «Материнское благословение». Когда дочь выходила замуж, мать делала большую куклу с двумя маленькими фигурками – женской и мужской — в руках. Маленькие мать отдавала дочери и её мужу, а себе оставляла большую – чтобы дочь не вернулась в родительский дом, но и чтобы связь между ними не терялась.

Или свадебная кукла на бутылке. После того, как девушку засватали, встречаться с женихом до свадьбы нельзя. Чтобы узнать, не передумал ли жених, девушка делала куклу на бутылке, полной пива, и посылала жениху. Если свадьба расстраивалась, жених выпивал всё пиво, раздевал куклу и посылал в таком виде невесте. Если свадьба откладывалась – отпивал немного пива, а куклу раздевал, но не до конца. Если всё оставалось в силе – отпивал пиво и одевал в том же виде, в каком кукла присылалась.

Кстати, обереговые куклы не продавались, а только дарились. А чтобы они не могли навредить новому хозяину, лицо на них не рисовалось. Считалось, что через лицо в куклу может вселиться злой дух.

— Мне безликие куклы нравятся больше, чем куклы с лицом. Каждый раз безликая кукла смотрит на тебя по-другому, показывает свой характер. Она кажется живой, — говорит Ольга Сналина.

Но вера в кукол не очень приветствовалась церковью. Чтобы связать церковь и русскую культуру, народ стал придумывать обрядовые куклы – пасхальную, вербную. Например, Вербнице в руку давалась вербная веточка, кукла ставилась под образа и считалась мощнейшим оберегом.

— Если человек с детства знает свою культуру, он никогда не оступится, — считает мастерица. — Сейчас засилье западной культуры, китайских игрушек. Они развивают в детях неприязненное отношение к миру, друг к другу. А наши русские куклы всегда нравились детям и учили добру. Поэтому я и стараюсь развивать в подрастающем поколении любовь к русской культуре и традициям.

На прощание мне вручают две куколки Крупенички – обереги достатка и благополучия. Одна из них поселится в редакции, другая – дома.

Желаем Ольге Васильевне вдохновения для новых увлечений и реализации всех творческих задумок!

 

 

Дарья Манжукова. 

Фото Светланы Бунтури.

Опубликовано 5 авг 2015 | 3 130 просмотров

Оставить комментарий

* Обязательно к заполнению