Сегодня
19 апреля
Валюта
93.44
99.73

Когда-то это доброе дело начинать надо

Наш постоянный автор Владимир Юдин рассуждает о введении в общеобразовательных школах России в рамках внеурочной деятельности нового курса – «Основы нравственности, культуры и правила поведения в обществе».

 

«Образование без воспитания равно нулю».
К. Д. Ушинский.

 

Ученики школы № 22 села СолёногоДанный курс – пилотный, то есть пробный проект. Если следовать мудрым и всегда актуальным высказываниям выдающихся русских педагогов-мыслителей (Ушинского, Сухомлинского, Макаренко и др.), для будущего страны нужно в первую очередь вкладываться в духовно-нравственное и морально-этическое воспитание подрастающего поколения. Занятия преимущественно проводятся в 5-11 классах, а со следующего учебного года, возможно, и в начальных.

В цикл данного курса входит много познавательных и культурных мероприятий, ставящих цель максимально развивать духовное сознание ребёнка: круглые столы, конференции, экскурсии, дискуссии, беседы и т.п. Как показывают наблюдения, большинство родителей активно поддержали эту инициативу, но звучат и опасения: не будет ли это дополнительной нагрузкой для и так загруженных детей?

Для того чтобы занятия были в радость, разработкой программы данного курса занимаются ведущие педагоги и психологи страны, которые знают, что интересно ребёнку в том или ином возрасте, к чему он прислушается и что в данный период может вызвать у него сопротивление.

«Основы нравственности, культуры и правила поведения в обществе» — это тонкий и деликатный предмет. Поэтому занятия не должны быть похожи на формальные уроки, где дети обязаны сидеть 45 минут от звонка до звонка, отвечать у доски выученные дома правила, писать контрольные… Наоборот, задача курса – создать в аудитории такую обстановку, в которой ребёнку будет максимально интересно и комфортно. К примеру, пятиклассники и шестиклассники даже не будут осознавать конечную цель урока. Для детей это будет умной и увлекательной игрой, во время которой они смогут усваивать нравственные нормы и модели поведения, практически не задумываясь об этом.

Если ребёнок, прибегая домой, станет взахлёб рассказывать: «А вот на уроке мы делали это и это…» — я полагаю, уже наполовину цель этих занятий будет достигнута. Ученики старшего возраста найдут свой интерес в этих занятиях. Там уже будет сделан акцент на профессиональном самоопределении.

Лично я — давний сторонник свободного выбора ранней, уже начиная с 7-8 класса, профориентации учащихся. Согласитесь, по меньшей мере странно видеть юношей с пробивающейся бородкой и взрослых девушек выпускного класса, так и не определившихся в выборе будущей профессии. Конечно, в этом вина не только и не столько их, сколько педагогов и родителей, всей системы нашего школьного образования. Каждая школа призвана разработать программу развития на ближайшие пять лет. В ней надо ставить своей целью создание школы успеха, выпускники которой являются гармоничными личностями и знают, кем они хотят быть, чем заниматься. Вышеуказанный новый предмет, уверен, сыграет большую роль в успешном достижении этой цели.

Как известно, в школе принято обязательно ставить оценки за успеваемость по тому или иному предмету. По основам нравственности, культуры и правилам поведения в обществе оценки исключены. Дети будут заниматься творческой работой, с которой они смогут выступить на научно-практических конференциях, в любом другом виде свободного волеизъявления. А вообще, самый главный для них результат – это чтобы они были воспитанными, добрыми, честными и счастливыми.

Возникает, естественно, немало вопросов. Скажем: можно ли научить ребёнка правилам поведения, как таблице умножения, а нравственности – как, например, закону всемирного тяготения? Научить-то, конечно, можно, но будут ли эти правила ребёнком органично усвоены и применены в практике жизни? Чтобы стать нравственным человеком, далеко не достаточно механически вызубрить определения и категории морали и этики. Каждому человеку, особенно ребёнку, необходима помощь со стороны, и такой сложный материал лучше всего преподносить в интерактивной форме.

Возможен и другой проблемный вопрос: какими критериями будет руководствоваться педагог в оценке качества усвоения данного предмета? Это во многом зависит от личности самого педагога, его мировоззрения, уровня культуры и так далее.

В ряде регионов учёные-педагоги и психологи создают базовые учебники по основам нравственности, культуры и правилам поведения в обществе, всевозможные методические руководства к действию учителя-предметника, в которых предложены различные модели поведения человека в разных жизненных ситуациях. Но ограничивать программы данного курса только содержанием учебника или пособия нельзя, так как жизненные ситуации, востребованные на занятиях, шире и многообразней любого учебника. Очень полезными будут круглые столы, ролевые игры, мозговые штурмы, причём надо активно поддерживать добрые инициативы воспитанников. На уроках желательно демонстрировать фильмы, дающие пищу для размышлений, облагораживающие душу и сердце.

Вместо скучных домашних заданий ребятам надо предлагать проектные творческие работы, не лишённые фантазии, изобретательности. Очень важно, чтобы нравственные проблемы были не просто отвлечёнными для учеников, а тем, что они могут ощущать как свой личный опыт. Один из таких способов – это беседы, обсуждения, корректная полемика друг с другом. Надо моделировать различные ситуации (в соответствии с возрастом учащихся), чтобы каждый смог высказаться, как, по его мнению, правильнее поступить. Главное при этом – уважительное отношение к мнению каждого. В процессе обсуждения ученики смогут сделать для себя выводы, что нравственно, а что нет, и насколько они сами, например, толерантны, добры и так далее. Это очень важно для личностного самоопределения.

Часто слышу: увлечённая электронными супертехнологиями современная молодёжь огрубела, очерствела, не обладает основами этических норм и представлений. Отчасти, надо признать, это так и есть, но только отчасти. На самом деле современные ребята очень умные, продвинутые, как сейчас принято выражаться, они активно обсуждают в соцсетях такие темы, как любовь, брак, семейные отношения. Отсюда следует, что в первую очередь именно эти интересные и нужные проблемы призваны стать объектом творческого анализа на занятиях по основам нравственности, культуры и правилам поведения в обществе. И безопаснее всё-таки решать эти вопросы вместе со своими реальными товарищами, а не в виртуальном пространстве. Надо брать для обсуждения именно те темы, которые остро волнуют самих школьников. В неформальной обстановке можно будет высказывать своё мнение не стесняясь.

Программа такого предмета, как основы нравственности, культуры и правила поведения в обществе, построена на интерактиве, живая, динамичная, лишена сухого академизма. Соответственно она будет меняться в зависимости от запросов как самих учеников, так и родителей. Поэтому нелишне регулярно проводить анкетирование с родителями и выяснять, насколько те довольны (недовольны) предметом и какие, возможно, вопросы они хотели бы дополнительно рассмотреть.

Скептикам я хочу сказать: конечно, в эпоху всеобщего падения нравов сотворить из нынешней российской школы в мгновение ока некий идеальный очаг высокой духовности и культуры – нелегко, ибо школа – органическая часть нашей жизни. Но когда-то же это доброе дело всерьёз начинать надо! И где это лучше делать, как не в среде вступающей в жизнь молодёжи.

 

Владимир Юдин, профессор, доктор филологических наук, заслуженный работник высшей школы РФ, г. Тверь.

Опубликовано 22 сен 2015 | 2 730 просмотров

Оставить комментарий

* Обязательно к заполнению