Сегодня
31 мая
Валюта
70.75
78.55

Заинтересовать своим делом и повести за собой

Преподаватель Мостовской школы искусств Марина Совкова возрождает русское народное творчество. Почти полсотни воспитанников она научила игре на домре.

 

 

Преподаватель Марина Совкова (в центре) вместе с участниками ансамбля «Забавушка» репетирует на сцене Мостовской школы искусств.

 

 

Судьба домры

 

На Кубань Марина Сергеевна переехала из Тверской области. Там, недалеко от их города, находился дом-музей выдающегося музыканта Василия Андреева, который в своё время занимался воссозданием старинных русских инструментов.

— Именно он возродил домру, — рассказывает Марина Совкова. — Ни у одного инструмента нет такой трагической судьбы. Домра была известна давно. На ней играли скоморохи и пели глумливые песни о царе. В 1648 году по указу царя домры начали отбирать и сжигать. Только в конце XIX века в Вятской губернии Василий Андреев обнаружил непонятный струнный инструмент. Сравнив найденный образец со старинными картинками, предположил, что перед ним та самая домра. С его лёгкой руки мастерами был воссоздан этот инструмент.

Об этом Марина узнала ещё в детстве, посещая музеи и фестивали, посвящённые творчеству Андреева. Так незаметно для себя девочка увлеклась домрой и окончила музыкальную школу. Но определиться с профессией оказалось непросто.

Марина часто навещала бабушку, которая работала учителем начальных классов, и сама мечтала стать педагогом. Собирала детей во дворе и занималась с ними. А ещё вместе с сестрой устраивала концерты для близких: играла на домре, читала стихи, пробовала себя в роли ведущей.

В старших классах ей пришла в голову отличная мысль: почему бы не совместить все увлечения? И девушке это удалось. Она поступила в музыкальное училище, а после его окончания могла преподавать и выступать. К сожалению, на работу в школу искусств её не взяли — не было свободных мест. Тогда Марина пошла методистом в культурно — досуговый центр и стала проводить для детей различные мероприятия.

 

 

Первые ученики

 

Позже Марина переехала в Мостовской. Наконец-то у неё появилась возможность учить детей игре на домре в школе искусств. Но желающих сразу не оказалось. Пришлось самой брать в руки инструмент и идти по школам и детским садам. Там она рассказывала ребятам о домре и играла на ней. Всех, кто заинтересовался, брала без отбора. Сначала мальчишкам и девчонкам было сложно. Ведь это тяжёлый инструмент. Натяжение струн у него больше, чем у балалайки и скрипки. Воспитанники натирали мозоли, плакали. Некоторые не выдерживали и бросали.
Через пару лет юным музыкантам уже захотелось выступать, но опыта ещё не было. Тогда Марина Совкова подготовила номер, где играла с двумя ученицами. Со временем к ним присоединились и другие ребята. Так появился ансамбль.

— Назвали мы его русским словом «Забава», — говорит педагог. — На занятиях я постоянно знакомлю учеников с культурой и традициями русского народа. Радует, что дети желают возрождать родную культуру и не стесняются выглядеть несовременными. Они охотно показывают свои таланты одноклассникам и рассказывают о домре.

Возможно, поэтому с каждым годом всё больше мальчишек и девчонок хотят научиться играть на этом инструменте.

 

 

Таланты и возможности

 

В своё время из-за большого количества учеников пришлось разделить ансамбль. В «Забаве» остались старшеклассники, а в «Забавушку» вошли начинающие домристы.

— Занимается ансамбль в небольшом кабинете. Другого помещения для нас нет, — делится Марина Сергеевна. — Школу искусств посещают 645 детей, из них 90% приходят на занятия во вторую смену. Раньше половины третьего ученики прийти к нам не могут, а к 20 часам уроки должны закончиться. Школа работает семь дней в неделю, задействованы все возможные помещения, но кабинетов всё равно не хватает. И, несмотря на это, юные артисты всегда украшают своими выступлениями районные праздники.

— А почему домристов нечасто можно видеть на больших мероприятиях?

— Наверное, потому, что из-за нас всегда много технической суеты. Для ансамбля нужно вынести стулья, поставить микрофоны. После выступления всё это необходимо убрать. Зато мы часто выступаем на концертах школы искусств и успешно участвуем в зональных, краевых и межрегиональных конкурсах.

Строгое жюри всегда хвалит мостовских домристов, но делает замечания по поводу старых инструментов, которые искажают звук. Домры действительно уже отслужили свой срок. Некоторые дети занимаются на них в школе и дома, потому что родители не могут купить инструмент. Радует то, что в ближайшее время эта ситуация должна измениться в лучшую сторону. По нацпроекту школе искусств выделили средства на два инструмента. Конечно же, это не решит всей проблемы, но ансамбль будет звучать лучше.

В любом случае слушать игру ребят — одно наслаждение. Видно, что дети сами получают удовольствие от исполняемых произведений. Даже если в будущем они не станут музыкантами, то любовь к искусству останется у них надолго.

Выпускники Марины Совковой нашли для себя различные профессии. Педагог гордится своей ученицей Елизаветой Аксёновой. Окончив ростовский колледж искусств, Елизавета учится в консерватории и играет в оркестре русских народных инструментов «Дон».

 

 

В напряжённом ритме

 

В ансамбле педагогов «Три-звучие» Марина Сергеевна играет на домре, Мария Черкасова – на балалайке, а Лидьяна Машукова аккомпанирует им на фортепиано. Сейчас они репетируют номер к 75-летию Победы. В попурри на тему военных лет хотят добавить джазовые элементы. Ещё идёт подготовка к краевому конкурсу «Брависсимо». На суд жюри планируется представить два произведения: музыку из кинофильма «Доктор Живаго» и «Испанский танец» Василия Андреева.

В напряжённом ритме работы Марина Совкова окончила институт культуры и вот уже три года профессионально справляется с обязанностями заместителя директора.

— Не мешает ли бумажная волокита творчеству?

— У меня всегда было много такой работы. Через год, как я пришла в школу искусств, меня назначили заведующей отделением народных инструментов. В этой должности трудилась 12 лет. Потом была заведующей отделением раннего эстетического развития. Поэтому мне не привыкать вести документацию. Я планирую свой день так, чтобы больше времени проводить с учениками, а с бумагами разбираюсь по вечерам. Для меня главное — это дети. С ними я занимаюсь любимым делом.

 

Виола Крапивина. Фото автора.

 

 

Опубликовано 28 мар | 170 просмотров

Оставить комментарий

* Обязательно к заполнению