Сегодня
19 марта
Валюта
91.87
99.97

Та, что горшки обжигает

Как слепить не только горшок, но и собственную жизнь, рассказала мастер прикладного творчества Елена Ивакина.

 

 

Елена Ивакина долго трудилась над набором посуды для защиты дипломной работы.

 

 

27 июня в России отметят День молодёжи. И хоть многие молодые люди уезжают в поисках работы из Мостовского района, но остаются здесь и те, кто находит себе дело по душе. Одна из них — Елена Ивакина, которая всерьёз занимается декоративно- прикладным народным творчеством.

Первые уроки по вышивке крестом Лена получила в детстве от своей бабушки Кати. Потом поступила в Псебайскую школу искусств, где преподаватель Валерия Роальдовна Динабург научила её работать с глиной. Девочка слепила свою первую игрушку — свистульку и увлеклась этим ремеслом. Так её умелые руки начали мастерить колокольчики, горшки и другие изделия.

Чтобы и дальше заниматься любимым делом, Елена поступила в Краснодарский институт культуры, на кафедру народного декоративно-прикладного творчества.

За годы учёбы она научилась вышивать с продёргиванием нитей, гладью, крестом. Безупречными у неё стали получаться нижегородские гипюры, крестецкая строчка и мережки разных видов. Резьба по дереву тоже оказалась увлекательной. Мастерица приноровилась вырезать шкатулки и разделочные доски. Помимо всего этого её заинтересовала и инкрустация соломкой. Но гончарное дело у Елены по-прежнему на первом месте.

— Где берёшь глину? — спрашиваю я.

— Хожу за ней в горы, — отвечает собеседница. — Наш район очень богат глиной. Она тут разная, есть дающая при обжиге красный цвет, а есть — белый. Когда нахожу её, пробую на ощупь. Глина должна быть мягкой, пластичной. Если от неё неприятно пахнет, то это ил. Беру немного материала на пробу. Дома разбиваю глину на мелкие кусочки и хорошо высушиваю. Потом заливаю водой, перемешиваю до состояния жидкой сметаны и даю отстояться. Постепенно сливаю воду, раскладываю глину на гипсовых пластинах, подсушиваю её немного — и она готова. Делаю пробное изделие и наблюдаю, как материал себя поведёт. Бывает, глина даёт трещину в процессе работы. Такая, конечно же, не годится. Ещё проверяю, какую она даёт усадку при обжиге. Псебайский умелец Юрий Александрович Игнатов говорит, что гончар всю жизнь ищет чудесную глину с необычайными свойствами, которая подходила бы по всем параметрам. Но такой глины нет. У каждой свои свойства: на одну отлично ложится глазурь, другая хороша для чернения или молочения.

— Что это такое?

— Чернение, или дымление — это такой способ отделки керамики, при котором поверхность черепка становится тёмной. Цвет изделию придают дрова, опилки, смолы, отправляемые непосредственно в печь.

Молочный обжиг, или молочение — старинный способ, придающий керамике водонепроницаемость. Поры изделия поглощают в себя молоко, и глина меньше впитывает воду. В такой посуде можно долго хранить продукты без порчи.

Елена показывает необожжённый комплект посуды, который она сделала к защите дипломной работы. Над ним мастерица корпела долго. Для украшения сама разрабатывала узоры, пробовала несколько вариантов. В итоге остановилась на орнаменте по мотивам кубанской народной вышивки.

— А как восточные пиалы оказались в наборе?

— Это попытка показать современные тенденции. Конечно же, раньше их не было на Кубани. Зато сейчас многие гончары делают пиалы. Изменились вкусы, какие-то предметы исчезли, а другие появились. Вообще, поменялась потребность в керамике. У людей уже другие требования к ней. Им нужны декоративные изделия. А керамика на Кубани была утилитарной. Мы не находим в большом количестве расписных изделий с лепкой. Это единичные случаи. В основном видим обычные формы, которые использовали в хозяйстве.

Для себя Елена ещё не сделала даже чашки, не было у неё ни минуты свободного времени. Только на днях защитила дипломную работу о народном декоративно-прикладном искусстве Мостовского района. В интернете об этом не много информации. Потому студентке пришлось по крупицам собирать уникальный материал. Не один день она провела в краевой пушкинской библиотеке. Изучала труды Льва Македонова 1887 года, статистический сборник «Кубанский краевед» с дореволюционными данными. Искала мастеров народного творчества в Псебае. Побывала в школьных музеях в Беноково и Ярославской, а также в частном музее жительницы посёлка Псебай-1 Маргариты Порываевой. Четыре года Елена собирала сведения для дипломной работы и преподаватели по достоинству оценили её труд.

Как одна из успешных студенток Елена ещё в институте начала делиться своим опытом с другими. Она проводила мастер-классы по вышивке, росписи и керамике для руководителей кружков Домов культуры, не раз участвовала в фестивалях народного искусства для детей с ограниченными возможностями.

— Дети очень любят лепить из глины, — рассказывает девушка. — Мальчишки и девчонки с большим энтузиазмом работают с новым для них материалом, тем более что у каждого из них получается свой маленький шедевр, который он может забрать себе. Такие занятия помогают развитию мелкой моторики и фантазии. Глина — волшебный материал. Из неё можно сотворить всё что угодно. И у каждого изделия будет душа и своё особое настроение.

Елена Ивакина — самая молодая умелица народной мастерской «Флористика» псебайского Дома культуры, которой руководит Ольга Веретенникова. Для участия в краевом онлайн-смотре традиционной народной культуры «Ремёсла Кубани» она подготовила мастер-класс по изготовлению птички- свистульки.

— На Кубани был такой промысел?

— У нас делали игрушки для детей, но промысла такого, как в Каргополе, Фелимоново, Абашево, не существовало. Наши гончары лепили птичек и разных животных из остатков глины от сосудов. Были они простые: глазурью не покрывались, украшались только тиснением. Сохранилось их мало, поскольку дети играли с ними и разбивали.

Девушка может часами рассказывать о ремёслах и мастерить днями напролёт. И пока она не завершит одну работу, не переходит к другой. Её трудолюбию и усидчивости можно только позавидовать.

— Тебе это не надоедает? Не хочется погулять с подругами?

— Наоборот, мне нравится мастерить руками. И подруги у меня такие же: когда есть свободные минуты, садимся и вместе вышиваем. Я не люблю бесцельно проводить время. Уже нашла себе работу. Скоро вернусь в родную школу искусств руководителем студии декоративно-прикладного творчества. А ещё хочу поступить в магистратуру на педагогическое отделение. Буду передавать ученикам всё, что знаю сама, чтобы интерес к народному творчеству не угас.

 

Виола Крапивина. Фото автора.

 

 

Опубликовано 28 июн 2020 | 809 просмотров

Оставить комментарий

* Обязательно к заполнению