Сегодня
19 апреля
Валюта
93.44
99.73

Светлана Чмыхало: «Жизнь в провинции — лучшая прививка от трудностей»

Интервью с редактором телевизионного канала «Россия 24».

В ноябре есть День телевидения. Поскольку в Мостовском районе нет своего телеканала, мы решили рассказать о нашей землячке из Псебая — Светлане Чмыхало. Она по-настоящему увлечена своей работой и получает удовольствие от неё.

 

— С чего начался путь в журналистику?

— В гимназии № 4, где я училась, русский язык и литературу вела прекрасный преподаватель Екатерина Николаевна Нестерова. Она мне предложила попробовать поступить на журналиста. Честно говоря, я даже не позволяла себе об этом мечтать. Но Екатерина Николаевна вместе со мной поехала в краевой университет и выяснила, что необходимо для поступления. Благодаря ей я решилась и поступила. Через год поняла, что мне скучно от многочисленных лекций по теории. Вообще, до сих пор думаю, что журналистике эффективнее всего обучаться на практике. Поэтому во время учёбы устроилась в газету «Краснодарский курьер».

Тогда же решила попробовать поступить на режиссёрский факультет. У меня всё получилось. Это было самым рискованным и самым удачным моим решением. В плане гуманитарного образования и развития ничего лучше не могло со мною случиться, чем учёба на режиссёрском факультете. Мы смотрели фильмы, писали огромное количество рецензий, сценариев, рисовали раскадровки.

В общем, у меня были насыщенные студенческие годы: заочно училась на журналиста, очно — на режиссёра и работала в газете.

 

— Как попали на канал «Россия 24»?

— Эта история началась ещё в Краснодаре. После «Краснодарского курьера» я пришла в газету «Московский комсомолец на Кубани» и позже стала её главным редактором. Владелец газеты был независимым человеком и не ограничивал нас в выборе тем. Мы писали острые материалы, критиковали бывшую власть. Работали по франшизе, и однажды главный офис «Московского комсомольца» заявил, что нашу франшизу выкупили, договор с нами расторгнут. В один день я осталась не у дел. Найти новую работу было непросто. Месяц ходила по собеседованиям, потом поняла, что в Краснодаре нечего не найду. Собрала чемодан и уехала в Москву.

В столице всё сложилось удачно. Сначала устроилась на кабельный телеканал «Страна». Правда, он просуществовал недолго, зато появилось много знакомых в этой сфере. Благодаря новым связям меня пригласили редактором на телеканал «Россия 24».

Я хорошо помню первое прямое включение. С двух площадок на Воробьёвых горах и около делового центра «Москва-Сити» нужно было рассказать, как из-за пожаров смог накрыл Москву. Стояла жара. Мне нездоровилось, поднялась температура. К тому же, пока началось включение со второй площадки, смог рассеялся. Я в классическом костюме, на каблуках перелезала через отбойники на дорогу, чтобы найти нужную локацию. Водители сигналили, я же ни на кого не обращала внимание. Мне нужно было качественно сделать свою работу. В итоге всё удалось. До сих пор люблю прямые эфиры в студии и на улице. Мне кажется, это самые интересные моменты в журналистике.

Сейчас работаю редактором информационно-аналитической программы «Факты». Она выходит вечером, в прайм-тайм.

Каждый день выбираю наиболее актуальное и значимое событие в России и за её пределами. Мы разбираем его, ориентируясь исключительно на факты. Наша задача — дать полную картину события, показав все его составляющие, и явные, и скрытые.

Я пишу тексты для дикторов, подготавливаю графику программ — слайды с цифрами статистики, цитатами политиков, комментариями экспертов. Канал у нас круглосуточный. Если у телевизора будет отключён звук, чтобы не беспокоить окружающих, то зритель всё равно увидит важную информацию на экране.

 

— Есть ли сложности в работе?

— Особых сложностей нет, я считаю, что нахожусь на своём месте. Многие, кто хотят стать журналистами, думают, что это бесконечный фонтан увлекательных событий и происшествий. На самом деле приходится писать и о скучных совещаниях, заседаниях. Вот тогда бывает непросто интересно подать такую тему. Но от этого процесса я только получаю удовольствие.

 

— Расскажите, чем увлекались в детстве?

— Музыкой. Кстати, в школу искусств попала после одной истории. Дело было ещё в детском саду. Во время распределения ролей к новогоднему утреннику я услышала, как воспитательница сказала коллеге: «Свету Чмыхало брать не будем, у неё нет ни слуха, ни голоса». У меня действительно с раннего детства голос был с хрипотцой, но всё равно стало обидно. Дома пожаловалась маме, а она повела меня в школу искусств. Там педагоги послушали и успокоили. Выяснилось: со слухом нет никаких проблем. Так, я начала учиться игре на фортепиано. С тех пор не расстаюсь с музыкой: пишу мелодии, пою. Это большая удача, что в таком маленьком посёлке Псебай есть школа искусств, где раскрывают таланты детей.

Помимо музыки я люблю книги, кино, природу. В Псебае мы жили через дорогу от горы. В выходные дни ходила в горы любоваться живописными пейзажами.

 

— Кем мечтали стать?

— В раннем детстве нравилась работа стюардессы. Очень хотелось путешествовать, летать по миру, ходить на каблуках и в красивой форме. Мне казалось, что это идеальная профессия для девушки. В старших классах появилась мысль служить в милиции: интересны были расследования, детективы. Собиралась поступать в школу милиции, но там нужна хорошая физическая подготовка, а с физкультурой я не особо дружила. Пришлось оставить эту затею.

Впоследствии, работая несколько лет в краевой газете, вела рубрику криминальных очерков, сотрудничала со следственным комитетом, изучала уголовные дела, ездила на места преступлений.

 

— Вы же ещё пишете стихи. О чём они?

— Пыталась писать в старших классах, потом в институте. Серьёзная поэтическая работа началась в студии Захара Прилепина. Этому предшествовала другая история. Года три назад у меня был профессиональный и творческий кризис. Я решила, что мне нужно поступить на высшие сценарные курсы. Поступила, прошла отбор. Оказалось, что оплату за учёбу нужно внести сразу, а сумма была большой. Такой поворот дела меня не устроил.

Как-то увидела объявление, что идёт набор в литературную мастерскую Захара Прилепина. Это один из моих любимых писателей, прочитала все его книги. С удовольствием пошла к нему.

Позже выяснилось, что меня не хотели туда брать. Считали, что на телеканале «Росии-24» работают пафосные девушки, далёкие от истинной литературы. В итоге меня взяли в мастерскую. Это был переломный момент в поэтической деятельности. Именно там о моих стихах впервые заговорили профессионалы и начали называть меня поэтом. Я до сих пор не привыкла к этому. Тем не менее около трёх лет назад стала профессионально писать и печататься.

Я финалист всероссийского фестиваля поэзии «Филатов Фест», резидент клуба «Поэтариум». Публиковалась на портале «Текстура», в сборнике издательства «Стихи».

Поэтическая деятельность для меня не только отдушина, но и способ заработка. На самом деле стихами можно зарабатывать. Есть люди, которые любят поэзию и заказывают мне поздравления в стихах своим близким.

У меня много произведений на социальные темы, пишу о политике, о Москве, немного о любви. В основном стихи получаются жёсткие, специфические. Люблю сарказм. На сайте некоторые читатели пишут, что они депрессивные, но это не так. Даже в самых неприятных и грустных событиях я нахожу то, над чем можно посмеяться в стихах.

 

— Скучаете по Псебаю?

— Конечно, скучаю. Последний раз была там весной прошлого года. Сейчас отвечаю на ваши вопросы, находясь в отпуске на Мальдивах. Кругом море, белый песок, пальмы, тем не менее считаю Псебай самым красивым местом на свете. Его удивительная природа вдохновляет, дарит новые силы, энергию.

 

— Поделитесь планами?

— Да, хочу выпустить свой сборник стихов. Когда это будет, не знаю. Творю я нечасто, придерживаюсь правила: если не пишется, не пиши.

 

— Что посоветуете тем, кто живёт в провинции и мечтает заявить о себе на всю страну?

— Ничего не бояться и быть уверенным в своих силах. С самого раннего детства я не сомневалась, что попаду в большой город, хотя никаких предпосылок к этому не было. Выросла в неполной семье с мамой и бабушкой. Жили мы небогато.

Когда устроилась на канал «Россия-24», комплексовала из-за кубанского образования. Думала, там работают ребята из МГУ, как я могу с ними тягаться. На деле оказалось, что мой умственный багаж ничем не уступает знаниям выпускников столичных вузов. Главное, нужно усердно учиться и заниматься самообразованием, сейчас для этого есть множество возможностей.

Если же кто-то мечтает реализовать себя в журналистике или в другой гуманитарной сфере, нужно много читать. Это самый доступный и лучший способ развивать себя и свой язык. Помню, как много лет назад стажировалась на кубанском телевидении. Там редактор одной из программ учил стажёра писать. Он говорил: «Открывай Чехова и перепечатывай. Это простой русский, правильный язык».

Ещё будущим журналистам нужно интересоваться новостями, следить, что происходит в стране, в мире, пытаться анализировать сведения, чтобы научиться подавать информацию под своим интересным углом.

Я уверена, что для многих людей из глубинки пробить себе дорогу — привычное дело. Ведь жизнь в провинции — это лучшая прививка от трудностей.

Виола Крапивина. Фото предоставлено Светланой Чмыхало.

Опубликовано 24 ноя 2022 | 757 просмотров

Оставить комментарий

* Обязательно к заполнению