Сегодня
19 апреля
Валюта
93.44
99.73

Совету депутатов Мостовского района исполняется 25 лет

Празднование намечено на 6 декабря. А пока газета «Предгорье» решила перелистать страницы истории и напомнить, как шло становление Совета в непростой период девяностых годов.

 

Собрание представителей Мостовского района 1994 года. С этих людей начался районный Совет депутатов.

 

От Советов до… Советов

 

В последние годы существования СССР попытки развития малого предпринимательства и расширения местных инициатив в сфере экономики требовали адекватных преобразований во власти. На смену исполкомам пришла система глав администраций, однако при этом сохранялись вышестоящие и нижестоящие советы. И хотя закон детально регламентировал их полномочия, в отсутствие необходимой правовой, экономической и финансовой базы Советы вступали в конфронтацию с органами исполнительной власти, а в октябре 1993 года, после расстрела Белого Дома, Советы всех уровней упразднили.

Однако впоследствии было решено восстановить коллегиальные формы законодательной власти на новой основе, назвав их представительными органами.

20 ноября 1994 года в Краснодарском крае прошли выборы в Законодательное собрание Краснодарского края и Собрания представителей районов. Избранное в этот же день Собрание представителей Мостовского района первого созыва приступило к работе 17 декабря 1994 года и функционировало почти два года — до 1 декабря 1996 года.

 

 

Они были первыми

 

Секретари Совета (Собрания) разных созывов Татьяна Гавриленко и Светлана Бильдиенко сохранили сведения о первых шагах нового органа власти. Председателем Собрания первого созыва являлся глава местного самоуправления Мостовского района Виктор Рыленко. Заместителем был избран Михаил Алексеев.

Представители района первым делом приступили к созданию необходимой нормативной базы, к решению организационно-технических вопросов. Сначала были разработаны и приняты нормативные акты, определившие рамки деятельности представительного органа, Положения о постоянных комитетах, затем утвердили структуру Собрания из пяти постоянных комиссий. Во главе каждой из комиссий стоял председатель. Так, работой комиссии по бюджету и экономике руководил Владимир Шишкин, председатель ААП «Ярославское». Комиссию по земельным вопросам возглавил директор ААПЗ «Губский» Борис Терещенко. В комиссии по культуре, здравоохранению, социальной защите
населения, межнациональным и казачьим вопросам, народному образованию, физической культуре и спорту, молодёжной политике председательствовал директор школы № 16 Владимир Диулин, а в комиссии по управлению муниципальным имуществом, коммунальным хозяйством, дорожным хозяйством, транспортом, связью, по благоустройству и санитарному благополучию, застройке населённых пунктов — фермер (тогда) Дмитрий Приходько. И, наконец, комиссией по охране общественного порядка, пожарной безопасности, взаимодействию с общественными формированиями (добровольными народными дружинами, квартальными комитетами, товарищескими судами, пунктами охраны общественного порядка) руководил директор так и не появившегося солевого завода Михаил Алексеев. Представителей района было всего 21, и уже к следующему созыву стало ясно, что их количество нужно увеличить.

Депутаты первого представительного органа власти Мостовского района за два года провели 19 сессий (тогда – заседаний), на которых приняли 83 решения.

 

 

Работали на эмоциях

 

О первых шагах Собрания представителей района рассказывает депутат Совета МО Мостовский район всех шести созывов, председатель комиссии по социальным вопросам Вера Бронникова:

— После того как в 1993 году расстреляли в Москве Белый Дом и распустили Верховный Совет, я думала, что эта ветвь власти перестала существовать в принципе. Но оказалось, что без аналогичной Совету формы власти управлять территориями очень сложно. Поэтому буквально через год были назначены выборы в так называемый представительный орган власти, или Собрание представителей. Я к тому времени уже имела опыт работы депутатом двух созывов Псебайского Совета народных
депутатов и была членом исполкома. Меня избрали в Собрание представителей. Тогда время было очень интересное и бурное.

В Собрании в основном были представлены две стороны – коммунисты и демократы. Коммунистов было больше, но они занимали защитную позицию, а демократы чувствовали себя уверенно. Примечательно, что один из губернаторов Краснодарского края, Николай Кондратенко, назвал демократов необольшевиками в том смысле, что в начале пути перемен они были (как после
семнадцатого года большевики) романтиками, полными надежд и уверенности в том, что всё им по плечу. Когда столкнулись с трудностями, стали понимать, что не всё просто и не бывает такого, что вот захотели, приняли нужный закон – и всё автоматически пошло как по маслу. Оказалось, что существует очень много подводных камней и сложностей, о которых даже не имели представления, пока не столкнулись с ними лицом к лицу.

Сравнивая день сегодняшний и то время, вижу огромную разницу. Собрание первого созыва в корне отличалось от нынешнего. Работали тогда больше на энтузиазме и эмоциях, часто принимали непродуманные решения, которые потом приходилось корректировать или вообще отменять. Было очень сложно из-за отсутствия чёткой правовой базы, законы менялись чуть ли не каждый день и зачастую противоречили друг другу. Принимали регламент, разрабатывали устав Совета буквально наощупь, где-то следуя рекомендациям и опыту коллег, где-то наугад, переделывали, перекраивали, пока не получалось то, что требовалось. В общем, мы были пионерами в этом деле, первопроходцами в
новых политических и экономических условиях.

В первых заседаниях меня долго удивляло то, что они были закрытыми – только депутаты и больше никого. В Псебайском Совете народных депутатов все заседания были открытыми, люди знали, что на них обсуждается и какие решения принимаются. А первые сессии представительного органа проходили эмоционально, но за закрытыми дверями в малом зале администрации. И не было никакой торжественности, как сейчас, даже гимн не звучал, поскольку тогда вместо него исполняли песню из оперы Глинки. Только со второго созыва заседания стали открытыми, переместились в большой зал, в них стали участвовать главы поселений и другие приглашённые.

Со временем, особенно когда председателем Совета стал Михаил Ляшенко, эмоции пошли на спад, вопросы сначала детально прорабатывались на заседаниях комиссий и только после этого выносились на сессию. К тому времени в основном завершилась правовая неразбериха, а чуть позже был принят
закон о местном самоуправлении, который дал-таки реальные рычаги управления властям на местах, возможность получить финансовую поддержку региона и федерации для реализации десятков целевых программ социально-экономического плана. Это был огромный шаг вперёд, значимые результаты которого мы можем наблюдать уже сегодня.

 

 

Андрей Логинов.

 

Опубликовано 26 ноя 2019 | 757 просмотров

Оставить комментарий

* Обязательно к заполнению