Сегодня
28 февраля
Валюта
64.3
69.42

Решит ли «Земский учитель» проблему с кадрами?

С 1 января 2020 года в России стартовала программа «Земский учитель». Принимает в ней участие и Мостовский район.

 

 

 

 

Инициатором запуска федеральной программы «Земский учитель» (по аналогии с уже действующей программой «Земский доктор») стал президент Владимир Путин. Программа, осуществляемая в рамках нацпроекта «Образование», направлена на ликвидацию дефицита педагогических кадров. По ней предусмотрена единовременная компенсация в размере одного миллиона рублей учителю, который отправится на работу в сельскую местность или небольшие города (до 50 тысяч жителей). Но педагогу необходимо отработать на месте от трёх до пяти лет.

 

 

Почему это актуально?

 

В случае с врачами внедрение платных медицинских услуг и концентрация оказания высокотехнологичной медицинской помощи в крупных городах и медицинских центрах, невысокая зарплата и неустроенный быт при большой нагрузке способствовали оттоку специалистов в города. Наладить обратное движение из города в село и была призвана программа «Земский доктор». Её промежуточные результаты пока противоречивы, но частично залатать прорехи в рядах медиков в сельской местности удалось. Не все, правда, выдерживают минимально положенные пять лет. Тем не менее в Мостовском районе несколько специалистов закрепились и продолжают работать.

 

 

На Кубани – 103 вакансии

 

Схожие причины вызвали к жизни и программу-сестру «Земский учитель». Правда, дефицит учительских кадров в сельской местности на Кубани не так явственно бросается в глаза, но всё же имеет место. Вот что сообщает краевое министерство образования, науки и молодёжной политики о первых шагах программы в Краснодарском крае:

– В рамках проекта в сельские школы Кубани планируется привлечь 103 педагога. Выплата не носит целевого характера и может быть израсходована учителем по его усмотрению. Летом 2020 года с победителями конкурсного отбора будут заключены трудовые договоры, а осенью произведены первые выплаты.

Порядок конкурсного отбора на право получения единовременной выплаты и перечень вакантных должностей в школах края уже утверждён. Так, больше всего требуется учителей в сёла Адлеровского и Лазаревского районов Сочи, Новороссийска, Геленджика, в Северский и Славянский районы, в города Темрюк, Кореновск, Хадыженск и Абинск. Одна вакансия уже одобрена и от Мостовского района: тридцатая школа нуждается в учителе физики.

Полная информация о вакансиях размещена на сайте регионального оператора проекта «Земский учитель» – краевого Института развития образования. Всего в Краснодарском крае на развитие отрасли образования, по словам главы региона Вениамина Кондратьева, в этом году направят 91,5 миллиарда рублей. Эти деньги пойдут не только на выплаты учителям, но и на строительство новых учебных заведений. Кроме того, в 2020 году доплату за классное руководство учителям Краснодарского края увеличат на тысячу рублей.

 

 

Поговорили о наболевшем

 

В отличие от относительно благополучного по уровню жизни, инфраструктуре, климату Краснодарского края многие регионы России испытывают существенный дефицит педагогических кадров. Спасёт ли программа «Земский учитель» школы в малых городах, сёлах и деревнях? Десять тысяч пустующих учительских мест. Это реальные вакансии, некоторые из них открыты по два-три года. Такую картину обрисовали на всероссийском съезде сельские учителя, рассказавшие обществу и друг другу о самых наболевших проблемах. Там же, кстати, министерство просвещения представило программу «Земский учитель», призванную спасти школы в малых населённых пунктах. Ведь на чём ещё как-то держится село? Школа, дом культуры, больница. Убрать эти три последние точки опоры – не будет и села.

 

 

Кто может стать «земским учителем»?

 

Уже учтены те издержки, с которыми столкнулись в первые годы реализации программы «Земский доктор». Педагоги, приезжающие в малые города и сёла, получат по миллиону рублей, а на Дальнем Востоке — даже два. Чтобы пригласить на работу «земского учителя», школа должна не только иметь вакантную должность для педагога, но и обеспечить его стандартной нагрузкой на ставку — не менее 18 часов в неделю. Участниками программы могут стать учителя как с высшим, так и со средним профессиональным образованием. А это практически каждый. Кандидат должен иметь соответствующую квалификацию, быть не старше 55 лет и иметь желание переехать в село минимум на пять лет. Учителя смогут подобрать себе новую работу на сайте программы, где будет полный банк вакансий, списки школ, условия и зарплата, и подать заявку. Победители (если заявок несколько) определятся до 15 мая. При этом регионы смогут сами устанавливать дополнительные критерии отбора. Например, добавить кандидату баллы за высшую категорию или за то, что он ведёт несколько предметов, кружки и секции. Или за готовность вернуться вместе с семьёй в село, где родился и вырос. С 16 мая по 15 июня учителя смогут ознакомиться с будущим местом работы, коллегами. С 15 июня по 20 июля с «земскими учителями» заключат трудовые договоры. До 1 декабря 2020 года все победители получат свои выплаты, а деньги смогут потратить на что угодно. Не обязательно на приобретение жилья.

 

 

В каких учителях нуждаются регионы?

 

В первую очередь стране нужны учителя иностранного языка, математики, физики. В Краснодарском крае требуются в основном учителя химии, физики, математики, русского языка и литературы, английского языка, начальных классов, реже – преподаватели биологии, информатики, истории. Некоторые регионы нуждаются в специалистах, владеющих коренным языком. Это необходимо для сохранения самобытности национальной культуры.
Программа проходила обкатку в некоторых регионах несколько лет. Одним из первых (без какой-либо федеральной помощи) стал Пермский край. Здесь программа работает четвёртый год. В ней участвуют 70 человек. Правда, деньги они могут потратить только на жильё.
В первый год работы проекта пермяки поставили возрастное ограничение — 35 лет. Думали, будет очень много желающих. Оказалось, что нет. Увеличили возраст до 40 лет, а сейчас — до 50. Почему? Как выяснилось, в село готовы переезжать учителя, у которых уже выросли дети. Тогда они оставляют квартиру им, а сами строят свою жизнь в другом месте. При этом, решаясь на новое место работы, учитель смотрит не только на зарплату: есть ли рядом больница и детская поликлиника, интернет, дороги… Если ничего этого нет, то не удерживают никакие деньги.
Емеется и другая проблема. По словам министра просвещения РФ Ольги Васильевой, треть педагогического корпуса — это люди достойного возраста. 23 процента перешли пенсионный порог, ещё 19 приближаются к нему. В течение ближайшего десятилетия учителей до 30 лет будет всего 5,9 процента. И это несмотря на то, что для будущих педагогов ежегодно даётся более 73 тысяч бюджетных мест в вузах. Но, поступив на педагогические факультеты, лишь половина потенциальных учителей заканчивает их, получая диплом. Из этих 50 процентов лишь 30 доходят до школы. Поэтому только программа «Земский учитель» способна понемногу заполнять вакансии.

 

 

Сколько получают учителя?

 

Росстат опубликовал данные о средней заработной плате педагогов школ по регионам по итогам трёх кварталов 2019 года. В целом по стране она составила 40,4 тысячи рублей. В числе лидеров по зарплате – Чукотка, Ямал и Москва. Меньше всего учителя получают на Кавказе, где средняя зарплата по всем регионам – 23,4 тысячи рублей. Понятно, что программа будет буксовать там, где зарплата меньше, но не факт, что люди согласятся ехать даже за 100 тысяч в месяц плюс миллион подъёмных на край света. Скорее всего, будут выбирать золотую середину – регион с хорошим климатом, инфраструктурой и приличным размером зарплаты.

 

 

Лидеры и аутсайдеры

 

Самая высокая зарплата учителя в Чукотском автономном округе (99 042 руб.), в Ямало-Ненецком автономном округе (97 530 руб.) и в Москве (97 282 руб.). Самые низкие средние зарплаты у учителей в Северной Осетии – Алании (21 999 руб.), в Кабардино-Балкарии (22 139 руб.) и в Карачаево-Черкесии (22 203 руб.).

 

Андрей Логинов.

 

 

Опубликовано 18 янв | 194 просмотров

Оставить комментарий

* Обязательно к заполнению