Сегодня
25 апреля
Валюта
93.44
99.58

Прошлое семьи переплелось с историей старины

26 апреля на Кубани отметили День реабилитации казачества. Это важная дата для Нины Чеханковой: её прапрадед был одним из первых казаков, заселивших станицу Губскую

 

 

Нина Михайловна бережно хранит казачьи традиции и передаёт их детям и внукам. 35 лет она поёт в хоре «Кубанские напевы» местного Дома культуры. А ещё с дочерью Натальей восстановила историю своего рода.

 

 

 

Семейные традиции

 

Губская была основана в 1861 году. Станица заселялась добровольцами из черноморских казаков, крестьянами из центральных губерний России, а также отставными солдатами местного воинского гарнизона.

Среди первых жителей станицы был прапрадед Нины Чеханковой Кузьма Шулудешев. Будучи зажиточным казаком, в Губской он построил большой дом, развёл скот, птицу, получил надел земли и нанял работников.

В семье Шулудешевых уважали старших, трудились все от мала до велика и глубоко верили в Бога. Это давало им силу, помогало выстоять в лихие годы. В 1865 году в станице построили церковь. Вместе с первыми казаками переехал в Губскую священник из Новопокровской Фёдор Яковлев.

Тогда Губская насчитывала 210 домов с населением 1987 человек. С малых лет сыновья казаков учились владеть конём и оружием. Подростки принимали участие в скачках на станичном выгоне, а затем и в стрельбе из ружья. В награду они получали уздечку или плётку. Старейшины поощряли ратные игрища.

Среди казаков воспитание молодого поколения основывалось на преданиях былой славы, на вере и на удальстве.

У Шулудешевых были только дочери. С детства их воспитывали трудолюбивыми, терпеливыми и милосердными. Девочки ходили «хвостиком» за матерью по дому, стирали, мыли полы, с пяти лет пробовали вышивать, шить, вязать на спицах и крючком.

Казаки учили детей почитать родных и близких. Уже к шести годам ребёнок знал почти всех родственников, проживающих в станице.

 

 

 

 

Вечная любовь

 

В первые годы станицей управлял начальник гарнизона полковник Перепеловский. Затем казаки выбрали атамана. Это был Антон Яковлевич Берешполов. Ему понадобился писарь, но среди станичников не нашлось ни одного грамотного человека. Стали искать среди иногородних — так называли переселенцев с Украины.

Они земель не имели, в основном батрачили на казаков.

Пришлось атаману взять в писари Дмитрия Рычагова, выходца из Приднестровья. После службы в воинском гарнизоне Губской Дмитрий остался там жить и работать. Вслед за ним приехали его родители и две сестры.

Отец Дмитрия построил дом, обзавёлся хозяйством. Сам писарь , став приближённым атамана, был в курсе всех дел, пользовался уважением среди станичников. При встрече с ним даже знатные люди снимали шапки.

Дмитрий был красивым, спокойным и работящим парнем. По сердцу ему пришлась дочь казака Шулудешева Матрёна. Их чувства оказались взаимными, хотя отец девушки противился встречам влюблённых. Не раз Митя просил Кузьму выдать за него дочь, но тот и слышать ничего не хотел. Браки с иногородними не приветствовались.

Атаман Берешполов, видя страдания своего писаря, не смог остаться в стороне. Пользуясь положением, он уговорил Кузьму выдать дочь за Дмитрия. Молодых венчали в местной церкви. Кузьма приданого дочери не дал, уж слишком было задето его самолюбие.

Поселились молодожёны в небольшой избе. Им скрытно помогали мать Матрёны и сестра. Все невзгоды супруги преодолевали вместе, нежно любили друг друга и были прекрасной парой. Дмитрий благодаря своему трудолюбию смог обеспечить достаток в семье, построил добротный рубленый дом, развёл скот.

Когда умерла мать Матрёны, отец остался один. От тоски и печали Кузьма решил жить с семьёй дочери. Его утешением стали внуки. Особо он выделял Миколу, так как своих сыновей у него не было. Вместо сказок рассказывал ему казачьи былины, учил всему, что знал и умел сам.

Матрёна родила 19 детей, но выжили только пятеро, остальные умерли в детстве. Такие болезни, как корь и свинка, в те времена не умели лечить.

Шли годы, подрастали дети. У семьи уже была своя торговая лавка. В ней продавали пшеницу, молоко, мёд, конопляное семя, ткани, керосин. Рычаговы держали много живности и большую пасеку. Семья процветала, а беда уже кружила над ними.

Однажды в начале осени зарядили ливневые дожди. Они не прекращались целую неделю, и с виду небольшая речка Губса начала сильно разливаться, затапливая поля с собранными снопами конопли и пшеницы. Река всё прибывала. Матрёна пыталась спасти снопы, вылавливая их в реке. Ей всё же удалось вытащить из бурлящей воды несколько снопов. После этого она сильно заболела. Пролежала полтора года, но оправиться от болезни так и не смогла. Дмитрий очень переживал, успокаивал жену, ждал её выздоровления. Умирая, Матрёна взяла с него обет, что он никогда не женится. В 45 лет она ушла в мир иной. Старшая дочь Матрёны Анна стала для брата и сестёр второй мамой.

 

 

 

Раскулачивание

 

Гражданская война оборвала мирную жизнь. Дмитрий ушёл воевать. Он бесстрашно сражался за правое дело и мечтал поскорее вернуться домой. А в Губской тем временем власть менялась каждую неделю. Люди боялись за себя и близких, поэтому быстро приспосабливались к переменам.

Дмитрий вернулся с Гражданской войны живым и невредимым, но в станице по неизвестным причинам отношение к нему изменилось. Местные казаки вынудили его переселиться. Он разобрал свой сруб, перевёз его на Пролетарский, где дом стоит и по сей день. Так Рычаговы оказались на хуторе.

В годы коллективизации десятки семей в станице были раскулачены и попали под жернова расказачивания. Помимо казаков в колхозы загоняли всех людей, силой отбирая у них живность.

Семья Рычаговых пережила очередное потрясение: то, что они создавали годами, зарабатывали честным трудом, стало общим достоянием. Дмитрий был уже в преклонном возрасте и с трудом перенёс эту несправедливость. Он так и не женился, сохраняя верность своей единственной любви. Умер Дмитрий в 95 лет, пережив Матрёну на полвека.

— А что стало с Кузьмой Шулудешевым? — интересуюсь я.

— Он умер гораздо раньше Дмитрия, дожив до 103 лет, — отвечает собеседница.

— Прапрадед обладал способностью предвидеть. В конце 19 века он рассказывал близким, что придёт время, когда в небе будут летать железные птицы, землю опутают шнуры, а красная звезда всех победит.

Родственники запомнили его предсказания и проверили. Оказалось, он имел в виду самолёты, электрические провода и победу нашей армии над врагами.

 

 

Связь поколений

 

Старшая сестра Анна помогла определиться в жизни младшим. Поздно вышла замуж за богатого казака Семёна. У них родилась дочь Вера. Во время Гражданской войны Семёна убили.

Второй раз Анна вышла замуж за станичника Василия Ушакова, но прожила с ним не долго. Началась Великая Отечественная война. Мужа забрали на фронт. В первые годы войны Василия сразила вражеская пуля. Нюра овдовела во второй раз. Замуж она больше не вышла. Вырастила дочь одна. А потом всю жизнь помогала ей воспитывать детей, внуков.

— Бабушка Анна окончила четыре класса церковно-приходской школы, — вспоминает Нина Михайловна.

— У неё были золотые руки. Она обшивала весь хутор Пролетарский, принимала роды, лечила травами от разных хворей, лепила из глины. Бабушка обладала прекрасной памятью, в преклонном возрасте помогала решать моим детям сложные задачи по математике, знала наизусть множество стихов, и даже мало кому известные первые произведения Николая Некрасова. А главное, она запомнила и передала историю нашего рода. Именно от неё мы узнали, что наши предки были сильными волевыми людьми: хранили традиции, жили по совести, трудились, защищали свой дом и Родину. Многое нам передалось от них: нравы, железная хватка, выносливость и другие качества. Она не дожила до своего столетия всего два года. Мы стремимся также достойно продолжить наш род и передать историю потомкам.

 

Виола Крапивина. Фото предоставила Нина Чеханкова.

 

 

Опубликовано 4 май 2022 | 571 просмотров

Оставить комментарий

* Обязательно к заполнению