Сегодня
19 апреля
Валюта
93.44
99.73

Почему рано радоваться и снимать маски

Возможно, с ослаблением карантинных мер в стране и в регионе несколько поторопились.

 

 

 

 

С 23 мая карантин на Кубани стал чуть менее жёстким: открыты непродовольственные магазины площадью до 400 кв. м, увеличился поток пассажирского транспорта, разрешено гулять на улице не более чем вдвоём и в масках. Однако коронавирусная инфекция вовсе не побеждена.

 

 

Сдержать получилось. А дальше что?

 

Наступило состояние неустойчивого равновесия, когда шаг в ту или иную сторону может привести к его нарушению. Шаг в сторону ужесточения мер не выдержит экономика, не поймёт население, уже измученное отсутствием доходов и запретами. Правда, запреты, как мы видим, были не для всех. Некоторые позволяли себе всё, что хотели: ходили по улицам, встречались с друзьями, подвергали риску заражения не только себя, но и знакомых, родственников. Такая воинствующая беспечность уже получило примечательное название «ковидиотизм». Самое печальное, что ковидиоты даже не осознают, что во многом именно из-за их эгоизма и наплевательского отношения к другим страна до сих пор сидит на карантине. И может просидеть ещё очень долго.

Почему? По словам эксперта лабораторной диагностики Александра Соловьёва, проанализировавшего случаи заражения вирусом в мире, выбранная стратегия сдерживания распространения коронавируса в России была направлена на то, чтобы выиграть время у новой инфекции. COVID-19 продемонстрировал способность с большой скоростью заражать население разных стран, приводя к переполнению больниц и дефициту самых разных ресурсов (СИЗов, ИВЛ, реагентов для лабораторий). Время было нужно для подготовки системы здравоохранения, которая у нас благодаря оптимизации и другим насильственным действиям над ней находится не в лучшем состоянии.

Сейчас может возникнуть ощущение, что всё уже позади. Пьянящее чувство свободы, смешавшееся с ароматами весны (а на юге стоит уже почти лето) и подогретое тёплым солнцем, зовёт забыть про изоляцию, дистанцирование, маски, дезинфекцию и все опасения, связанные с риском инфицироваться. Но на самом деле это критический момент, потому что принципиально ничего не изменилось. Вирус продолжает циркулировать в человеческой популяции. И если уходили мы на карантин при нескольких сотнях инфицированных в стране, то выходим при более чем двухстах тысячах ныне болеющих! А неофициально носителей вируса как минимум в 5-10 раз больше.

Теперь представьте, что случится, если на улицу беспрепятственно выйдут ковидиоты. Маска им не нужна, по одному ходить они не будут, а станут привычно кучковаться, более того, собираться на дому большими компаниями. Коэффициент распространения инфекции в крае и стране сейчас чуть ниже единицы. Достаточно увеличения численности людей в магазинах, в транспорте и на улицах на 10-20 %, чтобы всё вернулось на круги своя и кривая заболеваемости снова рванула вверх. Причём, надо заметить, улицы при условии социального дистанцирования как раз менее опасны. Но кто сейчас его будет соблюдать? Достаточно бросить взгляд в окно, чтобы увидеть гуляющих без всяких масок детей. И не одного-двух. Они, заразившись, практически не проявят симптоматики, а вот их родители, бабушки и дедушки, отпустившие своих чад на улицу, могут попасть в больницу и уже не вернуться домой.

А ведь сейчас, пока ещё нет эффективных лекарств или вакцины,  как никогда важно своим отношением к инфекции не подбросить в топку эпидемии свежих дров. Для этого нужно быть требовательным к себе и стараться минимизировать риски инфицироваться, заболеть или стать бессимптомным распространителем вируса.

 

 

Защитит ли маски-шоу от коварного вируса?

 

Важно понимать сейчас и постараться донести другим, что мы до сих пор находимся в фазе активного распространения инфекции. Задача каждого – снизить вероятность её передачи. В известной детской игре «передай дальше» в этом случае лучше не принимать участие.

Вероятность заразиться  в основном зависит от количества вирусов (инфицирующая доза) и способа передачи (воздушно-капельный путь либо менее опасный перенос через руки после прикосновения к инфицированным поверхностям и предметам). Если человек не носит маску, стоит рядом с инфицированным (ближе двух метров в помещении) и общается с ним достаточно долго, передача вируса гарантирована практически на сто процентов. Наличие маски, увеличение дистанции и общение длительностью не более пары-тройки  минут снижает вероятность заразиться в несколько раз. В связи с этим особое значение приобретает требование губернатора находиться на улице в маске. Но и тут не всё так однозначно.

Если человек находится на пустынной улице, на природе в одиночестве, требование носить маску становится бессмысленным. С другой стороны, если это одна из многолюдных улиц со множеством магазинов  и прохожих, то тут без маски нельзя. К сожалению, в постановлении губернатора эта разница не прописана, поэтому группы контроля за соблюдением карантинных мер должны подходить к ситуации сообразно степени опасности, представляемой человеком. Вряд ли разумно штрафовать одиноких прохожих или гуляющих поодаль без маски, между тем люди в масках, но собирающиеся группой в несколько человек, представляют реальную угрозу распространения заболевания.

В любом случае не стоит недооценивать и контагиозность вируса. Он чрезвычайно заразен и легко загрязняет окружающее пространство вокруг инфицированного, различные предметы, поверхности. Исследования, проводимые в палатах, где находятся больные, демонстрируют, что в воздухе опасность инфицирования при вдыхании сохраняется на расстоянии до четырёх метров от пациента, выявляется высокая степень инфицирования пола, ручек дверей, всех элементов сантехники.

В домашних условиях, при длительном пребывании в офисном помещении, в транспорте и разных общественных местах, если в них находится инфицированный, также возникает высокий риск заразиться. При этом не столь важно, есть у инфицированного человека симптомы или нет. У бессимптомных носителей концентрация вируса в носоглотке практически не отличается от этого показателя у пациентов с симптомами.

Максимальный риск инфицирования возникает в то время, когда вирус накапливается в верхних дыхательных путях, — этот период у людей с симптомами начинается за два-три дня до появления первых проявлений заболевания и продолжается семь-десять дней после появления симптомов. С ориентиром на эти научные данные рекомендуемый период изоляции составляет минимум четырнадцать дней (он перекрывает период максимального риска инфицирования). Наиболее часто скрытый период протекания инфекции составляет четыре — пять дней, а период между появлением симптомов у индексного пациента (того, кто заболел первым и передал вирус другим) и появлением симптомов у вторичных пациентов — четыре-пять дней. Вирус очень быстро «оборачивается».

При этом отсутствие инструментов быстрой диагностики и быстрого получения результатов, наличие неспецифических симптомов и их недооценка приводят к тому, что от момента проявления заболевания до изоляции или карантина проходит от четырёх до восьми дней. Это серьёзно затрудняет контроль передачи вируса. Поэтому так важно предупредить массовые заражения коронавирусом от бессимптомных больных, которые составляют примерно половину всех заразившихся.

 

 

Как распространялся вирус

 

Упомянутый выше Александр Соловьёв изучил различные случаи кластерных и групповых вспышек заболевания COVID-19. Они наглядно показывают, как легко подхватить инфекцию и передать её дальше, особенно внутри семьи (до 80 % случаев), на работе, при проведении коллективных мероприятий. Вот несколько примеров.

Кластерная эпидемия в супермаркете города Ляочэн. Один сотрудник заразил 25 человек (11 из 120 сотрудников, те заразили 12 из 93 членов своих семей, кроме того, было инфицировано два из 8437 посетителя супермаркета.

Инфицирование новобранцев в Швейцарии. Один новобранец с лёгкими симптомами заразил семерых из девяти совместно проживающих.

Соревнования по кёрлингу в Канаде. Из 72 участников заразились 24 человека.

Вспышка в Ремандзакко, итальянском городе с населением 6000 жителей. После проведения регионального сельскохозяйственного мероприятия, в котором принимали участие 143 человека, было выявлено 18 вторичных случаев инфицирования от одного из участников.

Случай в ресторане Гуанчжоу. Один бессимптомный носитель за полтора часа обеда с друзьями инфицировал девять человек из 20 сидевших близко к нему и тех, кого обдувал общий воздушный поток из кондиционера: приблизительно 50% своих друзей, 75% сидевших за соседним столом на пути движения воздушного потока и 28,5% посетителей за столиком со стороны против движения воздуха (предположительно, из-за турбулентного воздушного потока).

Вспышки в колл-центре в Южной Корее. Один инфицированный сотрудник в условиях длительного совместного пребывании в замкнутом пространстве из 216 сотрудников, работающих на одном этаже, в течение недели заразил 94. При отслеживании семейных контактов сотрудников (225 контактных) было выявлено ещё 34 инфицированных

Массовое инфицирование певцов церковного хорала Скаджит-Вэлли в штате Вашингтон. Из 60 певцов, соблюдавших меры личной гигиены (дезинфекция рук), меры социального дистанцирования (избегали обычных объятий и рукопожатий), после двух с половиной часов репетиции в последующие четыре дня у 45 проявились симптомы COVID-19, трое были госпитализированы и двое умерли. Пение в большей степени, чем обычная речь, способствует образованию аэрозоля, с которым переносится вирус, а глубокое дыхание во время пения облегчает проникновение возбудителя в легкие.

Случай в Чикаго. Один-единственный бессимптомник, присутствовавший на двух семейных событиях (похороны, поминальный обед в один день и трёхчасовая вечеринка по случаю дня рождения — в другой), заразил 16 человек, трое из которых умерли.

Наконец, уже без участия Александра Соловьёва обратимся к случаю в Мостовской ЦРБ. Доставленная в больницу из Лабинска пациентка заразила врача, от которого заразились несколько пациентов и коллег. В итоге в Мостовском районе образовался очаг инфекции с четырьмя десятками заболевших, а в общей сложности более 150 человек (врачи и пациенты на лечении) вынуждены были оказаться на двухнедельном карантине.

Эти примеры ещё раз напоминают всем нам о том, что всего лишь один бессимптомник, праздно шатающийся на улице с друзьями или сходивший к ним в гости, может стать причиной новой вспышки и возвращения в полном объёме всех тех ограничений, от которых мы только-только начинаем избавляться. В связи с этим хочется ещё раз напомнить жителям Мостовского района: снятие части ограничений не означает, что всё позади и можно расслабиться. В огромной степени от всех нас в совокупности, нашей сознательности зависит, как долго региону и стране ещё находиться на карантине. После 23 мая это особенно актуально.

 

Никита Вагаев.

 

 

Опубликовано 30 май 2020 | 1 062 просмотров

Оставить комментарий

* Обязательно к заполнению