Сегодня
18 апреля
Валюта
93.44
99.73

Он в поисках живёт

Судьба Анатолия Теребенюкова не скупилась посылать ему знаки. Они всю жизнь напоминали ему о близких людях. Но пенсионер и по сей день не прекращает поиски своих родных.

 

 

Анатолий Теребенюков и его отец Николай Зиновеевич. Папа был пограничником и попал в плен во время войны. Следы его затерялись.

 

 

Несмотря на почтенный возраст, Анатолий Николаевич помнит многие события до мельчайших подробностей. В своё время ему помогли восстановить некоторые моменты из жизни отца и его детства мама и бабушка. О сложном жизненном пути своей семьи он решил рассказать корреспонденту газеты «Предгорье».

 

 

Война — разлучница

 

Отца Анатолия Теребенюкова звали Николай Зиновеевич. Родился тот в селе Беноково. Когда большевики раскулачили семью, отобрав двухэтажный рубленый дом и весь скот, Теребенюковы переехали в Мостовое. В 17 лет Николая забрали в армию и отправили служить на пограничную заставу между Турцией и Арменией.

После армии он трудился на лабинском заводе «Гигант». Потом женился и решил с супругой переехать в Донбасс, где были тогда хорошие заработки. Там в 1940 году у них родился сын Анатолий.

Мирную жизнь прервала война — разлучница. В самом её начале, окончив командирские курсы, Николай Теребенюков стал начальником вооружения заставы на карело-финской границе. Пограничники самоотверженно защищали наши рубежи, пока у них не закончились продукты и боеприпасы. Гитлеровцы вместе с финнами окружили их и взяли в плен.

Больше близкие не получали от Николая вестей, только могли предположить, что в Финляндии он создал новую семью. Их самих судьба тоже не пожалела. Когда фашисты оккупировали Донбасс, дядя Анатолия пошёл в подпольщики. Немцы поймали его и приказали расстрелять всю семью.

— Маму со мной на руках, бабушку и других родственников выстроили на площади, — рассказывает Анатолий Теребенюков. — К счастью, именно в этот момент пришёл приказ Гитлера отправлять женщин с маленькими детьми в концлагерь Освенцим. Нас отобрали и погрузили в вагоны. На польской границе поезд остановили партизаны и освободили заключённых. Мы уехали в Ростов-на-Дону, потом в Кисловодск.

 

 

Отголоски прошлого

 

Мысль найти своего отца не покидала Анатолия с самого детства. Повзрослев, он вернулся на Украину, стал конструктором. Как-то его отправили в командировку на ижорский завод. Там ему в руки попала ленинградская газета. В ней Теребенюков прочитал заметку и радостно воскликнул: «Это ж про моего батю пишут!» Потом он настойчиво пытался дозвониться до редакции, чтобы найти отца, но трубку так никто и не поднял. Растревоженная душевная рана не давала ему покоя, к ней добавились ещё и переживания по поводу трагических событий в личной жизни.

Анатолий женился на военной лётчице. У них родился сын Дмитрий. Один из полётов оказался для супруги роковым — она разбилась. После её смерти Теребенюков устроил сына в суворовское училище. Позже Дмитрий продолжил учёбу и стал командиром батальона ракет дальнего действия. Отец оставил сыну жильё в Киеве, а сам переехал в Мостовской.

В 1985 году Анатолию Николаевичу пришла открытка на английском языке. Прочитать её он не сумел, так и затерялась весточка. Полгода назад в почтовом ящике он вновь нашёл открытку. Знакомые в двух словах перевели добрые пожелания.

— Думаю, эти открытки были от детей моего отца, — говорит пенсионер. — Месяца два назад сосед рассказал, что приезжала женщина, спрашивала про меня и сказала, что она моя сестра. Я в этот день был на рынке, тогда ещё мог преодолевать такие расстояния. Долго ждать гостья не стала, возможно, приехала по турпутёвке и время было ограничено. Через два-три дня приезжал парень крупного телосложения, лет восемнадцати. Я увидел его издалека, мне было так плохо, что не мог подойти к забору, только крикнул ему: «Подождите». Он ответил, что у него нет времени. Так мы и не встретились. Может, это был мой племянник?!

— Почему именно сейчас решили их найти?

— Болезнь Паркинсона совсем замучила меня, да ещё и ноги подводят в последнее время. Два раза в неделю приходит ко мне соцработница. Остальное время я один справляюсь с делами по хозяйству и со своими бедами. Даже ходунков у меня нет, чтобы передвигаться.

— А сын не помогает?

— Когда на Украине готовились к военному конфликту, он не захотел участвовать в нём и был расстрелян бендеровцами. После этого его жена и дети скрываются неизвестно где.

Анатолий Николаевич поделился, что очень хочет встретиться с родственниками. Непослушными руками он с трудом написал письмо на передачу «Жди меня», но так и не сумел его отправить. Прощаясь, пенсионер попросил меня помочь. Я пообещала, что напишу статью о нём и зарегистрирую на сайте программы «Жди меня», чтобы одинокий пожилой человек поскорее нашёл своих близких.

 

Виола Крапивина. Фото автора.

 

 

Опубликовано 26 дек 2020 | 412 просмотров

Оставить комментарий

* Обязательно к заполнению