Сегодня
24 февраля
Валюта
73.97
89.54

Кто и что заставляет сердце христианина плакать на службе

Замечали ли вы, какую особенную атмосферу придают певчие церковным службам? О том, кто удивляет нас в храме красивым пением, решила узнать наш корреспондент.

 

 

Слева направо: регент Ирина Томилова и певчие мостовского церковного хора Валентина Гречко, матушка Агриппина, Елена Гетьманова, Надежда Борисова и Лидия Воскресенская пришли в храм по велению души и нашли здесь своё призвание.

 

 

Как оказалось, в церковный хор идут люди, не просто желающие петь, а истинно верующие. Они периодически участвуют в таинстве исповеди, причащаются. Мне удалось поговорить с регентом хора мостовского храма Рождества Богородицы Ириной Томиловой и певчими: матушкой Агриппиной, Лидией Воскресенской и Надеждой Борисовой.

 

 

Поёт на клиросе с 15 лет

 

Ирина Томилова выросла в станице Губской. С девятого класса она ходила в местный храм, пела с пожилыми прихожанками.

— Тогда там не было профессиональных певчих, — вспоминает Ирина. — Я научилась песнопениям у Раисы Мироновны, знакомой моей бабушки. Ей, наверное, уже за 90 лет.

На юную Ирину участие в церковном хоре оказало большое влияние и она после окончания общеобразовательной губской школы и мостовской школы искусств по классу фортепиано поступила в Армавирский социально-православный институт, на факультет религиоведения. Параллельно стала посещать армавирские храмы и петь на клиросе, сопровождая богослужения.

Всё это привело к тому, что после учёбы в Армавире Ирина решила стать дирижёром церковного хора. Получать профессию она отправилась в Волгоград, в Царицынский православный университет преподобного Сергия Радонежского. Отучившись, Ирина вернулась в Мостовской. Уже 17-й год она является регентом в мостовском храме Рождества Пресвятой Богородицы. Эту должность сейчас совмещает с работой музыкального руководителя в детском саду «Рябинка».

— Регенту в отличие от обычного дирижёра кроме нотной грамоты нужно знать ещё и церковно-славянский язык, на котором написаны книги и ведутся службы. Также необходимо понимать специфику богослужений, их порядок и структуру, — объясняет Ирина.

 

 

Главное — желание

 

Агриппина Григорьевна Атьман, или матушка Агриппина, была певчей в мостовском храме, а её покойный супруг отец Александр служил в Губской. Она уже 40 лет поёт на клиросе. Никакого специального образования не имеет. Но за десятки лет выучила все тексты и нюансы исполнения церковных песнопений. К ней в хоре относятся с большим почтением и прислушиваются к её советам и замечаниям.

— Каким требованиям должен соответствовать человек, который хочет петь в храме? — спрашиваю матушку.

— Человек должен быть воцерковленным и иметь хотя бы малейшее представление о богослужениях и церковной жизни. Приветствуется музыкальное образование. Но у нас многие его не имеют, но от природы у них есть слух и голос.

По своему опыту скажу, что новому человеку поначалу сложно встроиться в слаженный коллектив. В годовом круге церковных служб постоянно что-то меняется, и полный богослужебный цикл начинающим певчим нужно осваивать примерно три года.

 

 

Дочь дьякона и певчей

 

Лидия Ивановна Воскресенская тоже давно в хоре. По её словам, около 40 лет.
— Много лет назад я пришла в храм на отпевание моей знакомой. Прониклась обстановкой, вспомнила своё детство, когда папа был дьяконом, а мама певчей в одном из храмов Рязанской области, где мы жили. Я стала приходить в мостовской храм чаще. А когда познакомилась с матушкой Агриппиной, то подружилась с ней, подтянула свой вокал. Образования у меня нет, но есть слух и неплохой голос — сопрано.

 

 

Хотела просто причаститься

 

Надя Борисова — самая молодая, но подающая большие надежды участница мостовского церковного хора.

— Я начала петь на клиросе за месяц до начала 2021 года, — рассказывает 15-летняя Надя. — Пришла на вечернюю субботнюю службу, так как хотела принять таинство причастия и исповеди. Меня впечатлила атмосфера. Затем я попала на воскресную утреннюю службу. Моя одноклассница Мария Трункина, которая уже пела в хоре, предложила мне попробовать вместе с ними. Она знала, что я учусь в музыкальной школе, играю на фортепиано, и что пение для меня – это удовольствие. Отец Виталий меня благословил.

 

 

Просят за всех молящихся

 

С остальными участниками мостовского церковного хора мне познакомиться не удалось. Всего их 12 человек. В полном составе певчие собираются редко — по субботам или на большие церковные службы, которые проходят на Рождество, Крещение, Пасху, Сретенье, Благовещенье и другие праздники. Есть среди певчих и двое мужчин – пенсионеры Александр Безниско и Леонид Белов.

— Я вместе с Лидией Воскресенской и Татьяной Шапошниковой пою первым голосом и, если не знаю чего-то, то молчу или подпеваю тихо, прислушиваясь к ним, — рассказывает Надя Борисова.

— Я обычно исполняю партии первого, второго или третьего голоса в зависимости от того, какого не хватает, — добавляет Ирина Томилова. – Вторым голосом поют Матушка Агриппина и Маша Трункина. Мужчины, о которых сказано выше, это наши басы.

Участники хора отметили, что церковь – это не концертный зал и не театр, а молитвенное собрание верующих. Потому певчие должны вести себя скромно и не привлекать особого внимания. И уж тем более недопустимо разговаривать, шутить, смеяться или переписываться по сотовому телефону.

Основная функция церковного хора, который, кстати, раньше называли ликом, – настраивать людей на молитву. Хор поёт от лица всех молящихся прихожан, просит Бога о милости.

— Церковное пение — красивое и сложное искусство, — говорит матушка Агриппина, которая исполняет обязанности псаломщика (помощника священника в совершении обрядов). – В нём всё важно: строгая дисциплина, чёткая артикуляция, умение читать музыкальные тексты. И ещё важно избежать привыкания к службе, ведь обыденность может ослабить благоговение к святыне, что недопустимо для верующего человека.

 

 

Гастрольная жизнь

 

Удивительно, но у мостовского церковно-приходского хора случаются и гастроли.

— В храмах Мостовского района часто служит владыка Армавирский и Лабинский, — говорит Ирина Томилова. – Если там нет своих хоров или не хватает певчих, мы выезжаем на службы и помогаем. Однажды сопровождали богослужение в андрюковском мужском монастыре. Выезжали в Ярославскую, Губскую, Унароково, Восточный. Часто служим в Бесленеевской и Баговской. Недавно побывали в Перевалке, где 4 декабря прихожане отмечали престольный праздник – Введение во храм Пресвятой Богородицы.

— Певчим приходится подстраиваться под новые условия. Ведь не все наши храмы построены по канонам Русской Православной Церкви. Многие помещения перестроены из обычных зданий. Там звучание необъёмное. Такие приспособленные храмы сейчас в Бесленеевской, в Губской. Губчане ждут завершения строительства нового храма и пока собираются на службы в помещении, где раньше был атаманский дом и сельсовет. Пока самый красивый и построенный по всем канонам храм находится в станице Баговской.

Случается мостовским певчим исполнять песнопения и на открытом воздухе зимой. В условиях пониженной температуры вредно петь, и если неразумно к этому подходить, то можно повредить голосовые связки. Чтобы привести в порядок голос после выездных служб, певчие используют рекомендации профессиональных артистов. Например, пользуются советами любимого ими мужского трио «Ларго». Пару лет назад они принимали участие в богослужении, посвящённом престольному празднику мостовского храма Рождества Богородицы и дали мастер-класс местному церковному хору.

 

 

Радость для настоятеля

 

Настоятель мостовского храма отец Виталий Трункин очень рад тому, что в их приходе существует живой хор, в котором действует преемственность поколений.

— Я не вникаю в руководство хором, — отмечает отец Виталий. – Ирине Томиловой и её профессионализму доверяю полностью. Регент уже знает мои пожелания и на свой вкус подбирает репертуар, тенденции которого, как правило, не меняются.

Наши певцы трудятся по велению сердца, на каждой службе дарят прихожанам часть души. Хоровая музыка, при всём моём уважении к другим видам искусства, наиболее сильно воздействует на человека. Что заставляет сердце христианина плакать на службе в Великий четверг? Молитвенно спетые хором «Вечери Твоея тайныя» композитора Львова или напевы Троице-Сергиевой лавры. А торжественное пение «С нами Бог» Бортнянского или напев Соловецкого монастыря на великом повечерии Рождества Христова и Богоявления наполняет сердца торжеством и радостью.

 

Наталья Черноволенко. Фото автора.

 

 

Опубликовано 23 янв | 342 просмотров

Оставить комментарий

* Обязательно к заполнению